Несмотря на длительное санкционное давление, уровень продовольственной безопасности в России остается одним из самых высоких на постсоветском пространстве. Однако ряд проблем по-прежнему существует. На устойчивость продовольственной системы России влияет и глобальная нестабильность. На протяжении последних нескольких лет профильные структуры ООН говорят об ухудшении ситуации на продовольственных рынках.
Отвечая на вопрос о перспективах развития российского агропродовольственного экспорта, заместитель директора Аграрного центра МГУ Роман Ромашкин отметил существенные достижения отечественного АПК и переход России в группу стран нетто-экспортеров сельскохозяйственной продукции. При этом текущие объемы экспорта далеки от потенциальных. Россия уже входит в число 20 стран – ведущих экспортеров. Вхождение в ТОП-10 экспортеров требует увеличения поставок российского сельхозсырья и продовольственных товаров на зарубежные рынки в 2 раза. Для этого необходимо внедрять современные агротехнологические подходы с целью увеличения продуктивности и товарной массы в сельском хозяйстве, а также стимулировать выпуск и экспорт продукции глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, тем самым повышая роль инновационных факторов в отраслевом развитии. По мнению спикера, для достижения высоких результатов экспорта на первый план выходит задача трансформации экспортной политики и ее ориентация на развитие производства и стимулирование поставок на мировые рынки продукции высоких переделов.
Важное значение для наращивания товарной массы и развития экспорта имеет использование потенциала малых и средних форм хозяйствования, производящих существенную часть продукции в сельском хозяйстве, на основе современных агрологистических решений. Прежде всего, речь идет о необходимости активного вовлечения в товарооборот производимой ими плодоовощной и молочной продукции, где зависимость страны от импорта наиболее высока. Это будет способствовать сокращение инфляционного «навеса» для конечного покупателя и повышению устойчивости развития сельской местности.
Для достижения указанной цели предлагается сформировать в стране двухуровневую систему агрологистических центров: районных центров первого уровня с мощностями по хранению порядка 2-5 тыс. тонн, действующих в радиусе 150 км, и региональных центров второго уровня с мощностями единовременного хранения 25-100 тыс. тонн продукции и радиусом действия более 300 км. Такую модель целесообразно отработать в регионах СКФО и ЮФО, которые являются крупнейшими поставщиками плодоовощной продукции в России и перспективными производителями мясомолочной продукции. Кроме того, через регионы этих федеральных округов проходит перспективный международный коридор экспортно-импортных поставок продовольствия «Север-Юг». В результате региональные агрологистические центры будут являться узлами формируемой экспортноориентированной товаропроводящей системы. В частности, через них в краткосрочной перспективе может обеспечиваться перевалка и аккумуляция экспортных партий халяльной продукции, поставляемой в страны Ближнего и Среднего Востока
В отношении мер по обеспечению продовольственной безопасности представитель Аграрного центра МГУ отметил, что несмотря на достижение в стране высокого уровня продовольственной независимости, более половины домохозяйств не могут обеспечить питание в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов, рекомендованными Минздравом России. А это ведет к росту неинфекционных заболеваний и снижению продолжительности жизни населения. Поэтому национальная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна в большей мере ориентироваться на конкретную семью для обеспечения гарантии физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объемах не меньше рациональных норм потребления, как установлено в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
При обсуждении возможностей и перспектив определения единых подходов в области оценки продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС Роман Ромашкин рассказал о принятом в 2021 году Советом ЕЭК документе, в котором обозначены принципы и подходыстран евразийской пятерки к обеспечению продовольственной безопасности (решение от 14 сентября 2021 г. № 89). В частности, в качестве подходов определены: повышение уровня продовольственной независимости государств-членов, реализация потенциала внутрирегиональной торговли, снижение зависимости от импорта материально-технических ресурсов из третьих стран. По мнению, спикера представленные в документе подходы не в полной мере способствуют эффективному развитию общего агропродовольственного рынка и ориентированы на весьма узкое понимание продовольственной безопасности, оставляя за рамками общих подходов решение вопросов качества питания и экономической доступности продовольствия.
Представитель Аграрного центра МГУ выразил убеждение, что интеграционное сотрудничество, прежде всего, должно основываться на принципах специализации, позволяющих странам-участницам укреплять сравнительные преимущества и уже на основании производства конкурентоспособной продукции наращивать экспорт за пределы ЕАЭС, а также развивать внутрирегиональную торговлю. Причем вследствие ограниченных масштабов внутреннего рынок ЕАЭС речь идет о необходимости активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с третьими странами. В этой связи большое значение имеет работа ЕЭК по заключению соглашений о свободной торговле и торгово-экономическом сотрудничестве с зарубежными государствами.
Роман Ромашкин считает, что формирование единых подходов к оценке уровня продовольственной безопасности в странах-участницах и реализация совместной программы по обеспечению продовольственной безопасности, основанной на современных научных знаниях и международной практике поддержки уязвимых групп населения, должны быть закреплены в интеграционной повестке ЕАЭС. Если страны евразийского интеграционного объединения по каким-либо причинам пока не готовы сделать такой шаг, то возможно рассмотреть варианты углубленного сотрудничества по вопросам укрепления продовольственной безопасности и объединения научно-технических потенциалов для устойчивого развития агропродовольственной системы Союзного государства России и Беларуси. Пожалуй, эти страны характеризуются наиболее высокими агропромышленными потенциалами, конвергенцией экономик и устойчивыми торгов-экономическими связями. Это создает необходимые предпосылки для более тесного сотрудничества, подготовки общей стратегии и реализации совместной программы обеспечения продовольственной безопасности, содержащей такие важные компоненты, как, например, прогнозирование, планирование, управление устойчивостью агропромышленного производства, прогнозирование конъюнктуры аграрных рынков, развитие инфраструктуры хранения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, реализация приоритетных направлений совместных научных исследований в сфере агропромышленного производства и социального развития сельских территорий. Такой подход позволит в значительной степени смягчить санкционное давление, эффективно решать важные задачи союзного значения, направленные на укрепление продовольственной безопасности и конкурентоспособность в агропромышленной сфере. Кроме того, успешное решение поставленных задач будет способствовать присоединению к программе сотрудничества и остальных членов ЕАЭС. Таким образом, использование возможностей разноуровневого сотрудничества является одним из эффективных вариантов углубления интеграции по вопросам продовольственной безопасности на евразийском пространстве.