Механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса России

В мире в 2015-2017 гг. на поддержку производителей сельхозпродукции в среднем ежегодно тратилось  519 млрд. долларов. Об этом  говорится в ежегодном докладе «Мониторинг и оценка сельскохозяйственной политики – 2017», подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основная часть из этого объема – почти 60% – приходилась на поддержание цен на внутреннем рынке.

Государственная поддержка сельского хозяйства должна существенно возрасти уже к 2020 году, поскольку отрасль провозглашена «главным драйвером российской экономики». По данным Росстата, в 2015 г. рост производства продукции АПК составил почти 3,0%, в 2016 г. – 4,8%, а  2017 г.  – только 2,4%. При этом был отмечен рекордный уровень урожая и валового сбора зерновых, который вряд ли повториться в ближайшее время.

Падение доходов в АПК произошло из-за низких цен на зерно. В сентябре 2017 г. средние цены на пшеницу в стране  обвалились до 7,3 тыс. руб. за тонну. Однако уже в начале июня 2018 г. пшеница третьего класса подорожала до 9,3 тыс. руб. за тонну. По сравнию с 2017 г. цены на ГСМ выросли на 20-30%.

Для обработки 1 га посева нужно 60-80 л дизельного топлива за сезон, при площади посевов около 80 млн га. При этом подорожание топлива на 10 рублей за 1 литр увеличивает расходы селян в среднем на 56 млрд. рублей. Уменьшение рентабельности приводит к снижению объема инвестиций в сельское хозяйство. Минсельхоз ориентируется на 1,0% рост в 2018 г. Необходимо увеличивать темпы роста отрасли в ближайшее время, а также разработать механизм компенсации затрат отечественным товаропроизводителям.

Одним из финансовых инструментов господдержки АПК являются целевые субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Действующая  Государственная программа на 2013–2020 годы, переводится с текущего года  на т.н. проектное управление. Федеральным бюджетом предусмотрено выделение бюджетам субъектов  Федерации субсидий в сумме  131 млрд. рублей в 2018 г., 135 млрд. рублей в 2019 г., 134 млрд. рублей в 2020 г. Объем субсидий, запланированных на 2018 год, меньше, чем в 2017 году даже в номинальных цифрах. Тогда он составил 146 млрд. рублей.

Сокращен уровень софинансирования расходных обязательств субъектов за счет субсидий из федерального бюджета, в том числе субсидий, выделяемых на поддержку АПК.

В 2018-2020 гг. в рамках Государственной программы субъектам Федерации будут предоставляться 14 субсидий, из которых 6 объединены в одну:
  • на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере по  11,3 млрд. рублей в 2018–2020 гг. ежегодно;
  • на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере почти 8 млрд. рублей ежегодно;
  • на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в размере 39 млрд. рублей ежегодно;
  • возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК в размере 52 млрд. рублей в 2018 г.,  по 56  млрд. рублей в 2019 и 2020 гг.;
  • субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в размере 4,5 млрд. рублей в 2018 г., 4,6 млрд. рублей в 2019 г. и 3,5 млрд. рублей в 2020 г.
К субсидиям, предоставляемым в рамках Государственной программы, относятся также 9 субсидий на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий: отдельно выделяются 3 субсидии, остальные 6 – единым пакетом.  Все субсидии на 2018 г. и плановый период впервые распределены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Если в 2016 г. в рамках Государственной программы предоставлялись 50 субсидий, то начиная  с 2017 г., оно сократилось более чем в 3,5 раза.  При такой  консолидации решения принимают регионы – важно, чтобы они не упускали из вида  важные  направления развития АПК.

Сезонный характер производства и нестабильная ситуация на рынках продукции приводят к тому, что аграрии, постоянно  сталкиваясь с дефицитом собственных оборотных средств, вынуждены привлекать заемные. Возможности кредитования остаются  ограниченными. Не преодолена проблема  закредитованности хозяйств. По данным Банка России, на 1 декабря 2017 г. задолженность субъектов АПК перед банками составила 2,6 трлн. рублей. Объем просроченной задолженности составил почти 209 млрд. рублей. Отношение объема задолженности АПК к суммарному объему кредитования всех отраслей экономики составило 8,9%, а отношение просроченной задолженности к общему ее объему – 10,5%.  Конечно, каждый такой случай необходимо изучать отдельно.

Эти данные были продемонстрированы в рамках парламентских слушаний «О совершенствовании механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ», проведенных 15 февраля 2018 г. Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Вообще, АПК – довольно рисковый объект для инвестирования. Кредитные организации ухудшают  условия  кредитования, особенно средних и малых предприятий. Как обеспечить  кредит, где найти ликвидный залог? Есть мнение, что надо расширить возможность залога земли сельскохозяйственного назначения. Данная мера может стать, по сути, отложенной ее продажей – спровоцировать очередной передел на рынке земли, если учесть невысокую рентабельность сектора, различное финансово-экономическое положение хозяйств и большое количество банкротств.

Немногие банки могут предложить аграриям удобный кредитный продукт,  например, кредитование под залог будущего урожая. Приоритет отдается узкому кругу заемщиков. Банки не должны  оценивать  аграриев по критериям, присущим другим отраслям экономики. На очереди совершенствование методов оценки кредитоспособности и способов оказания кредитной поддержки. Инвестиционная активность возрастет при создании полноценных условий и инструментов, позволяющих в долгосрочной перспективе минимизировать банковские риски и одновременно не лишить их прибыли.

Государство использует механизм льготного кредитования, повышает доступность заемного финансирования для сельхозтоваропроизводителей, в первую очередь для малых форм хозяйствования. В 2017 г. на субсидирование льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов были предусмотрены 21,3 млрд. рублей, из них на субсидирование инвестиционных льготных кредитов – 5,9 млрд. рублей, краткосрочных льготных кредитов – 15,4 млрд. рублей. При внесении изменений в федеральный бюджет объем субсидирования был увеличен на 4,1 млрд. рублей. В 2018 г. на льготные кредиты в федеральном бюджете предусмотрены 49,7 млрд. рублей, из них на субсидирование инвестиционных льготных кредитов – 29,1 млрд. рублей, краткосрочных льготных кредитов – 20,6 млрд. рублей.

В сельском хозяйстве сохраняются низкая обеспеченность техникой и высокий уровень износа основных фондов. Урожаи растут, а убрать их своевременно и без потерь получается не всегда.
 Опережающими темпами растут цены на материалы, технику и другие  ресурсы для села, особенно на ГСМ. По состоянию на 1 января 2018 г. мелкооптовые цены на рынке ГСМ составили в среднем по России 44,4 тыс. рублей за тонну летнего и 49,0 тыс.  рублей за тонну зимнего дизтоплива, что составляет почти 119 % и 115 % к аналогичному периоду 2017 г. соответственно. Цена за тонну бензина марки Аи-92 составила 47 тыс.  рублей, что на 7,3% больше, чем в прошлом  году.  Эта тенденция сохранилась до марта 2018 г. – начала весенних полевых работ.

Есть мнение, что акциза, которую оплачивают аграрии за потребляемое горючее, сопоставима с существенными статьями господдержки отрасли. Во многих странах мира они получают топливо по льготной цене, частично или полностью без акциза. Льготы по ГСМ для села применяются в ЕС, США, Канаде, а также в странах-партнерах по ЕврАзЭС – Белоруссии и Казахстане.

Не устранена неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры сельских территорий. Средний радиус доступности детского сада составляет 20 км, школы – 17 км, фельдшерско-акушерских пунктов – 15 км, больницы – 85 км. В селе насчитывается около 1,5 млн безработных. К сожалению, Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 года» с 1 января 2018 г. прекратила свое действие.
 
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться
Комментариев: 0