05 апреля
Совет Федерации Федерального собрания РФ

Круглый стол на тему "Проблемы эффективности государственного управления земельными ресурсами"

«Проблемы эффективности государственного управления земельными ресурсами» – тема круглого стола, который 5 апреля 2018 года провел первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Федорович Лисовский. В обсуждении темы принял участие представитель Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ профессор Дмитрий Михайлович Хомяков.

Участники мероприятия обсудили проблемы рационального землепользования и основ государственной земельной политики, а также затронули вопросы управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц.

Эффективность обеспечения продовольственной безопасности напрямую зависит от государственной политики использования земельного фонда, а значит, от реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий в области использования и охраны земель, территориального планирования, предоставления и изъятия земельных участков, учета объектов земельных отношений, государственного мониторинга земель.

Для реализации государственной политики необходимо решить ряд проблем, в числе которых — противоречивость некоторых норм, финансовые сложности, а также отсутствие квалифицированных специалистов на местах и соответствующей судебной практики.

По словам Лисовского, одна из ключевых трудностей – слабая информированность об использовании и охране земель. Чтобы ее решить, нужно создать нормативно-правовую базу мониторинга земель, повысить эффективность государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а также завершить разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Так, отдельные базовые законы («О землеустройстве» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») требуют скорейшего обновления.

Хомяков отметил, что в российском законодательстве мало внимания уделяют вопросам, связанным с понятием почвы.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан, а также прав пользователей недр. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Однако в нем не определено, что представляет собой почвенный слой.

В Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» термин «почва» отсутствует в принципе. Он также исключен из ст. 11.1 в «Земельном кодексе» (от  25.10.2001 № 136-ФЗ), что сужает представление о земельном участке до исключительно правовой и пространственной категории.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный экологический мониторинг – это комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за ее компонентами. Подразумевается, что среди этих компонентов – земля и почва, однако формулировка закона этого не раскрывает.

Из названия Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» также исчезло понятие «почвы». Этим законом должен регулироваться мониторинг сельскохозяйственных земель. При этом очевидно, что плодородием могут обладать именно почвы, а не земли.

Только Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» в ст. 2 п.32 определил: «почва – компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений». Но и это определение не дает полного представления о природной сути и значении почв, их экологических функциях, ценности и незаменимости.

Сейчас крайне необходимо иметь полноценное, научно обоснованное и юридически значимое определение почвы как природного объекта и ее плодородия. Это позволит объективно оценивать плодородие, учитывать почвы как важнейший ресурс, осуществлять их охрану и, в конечном итоге, разработать адекватный механизм государственной поддержки отечественных агропроизводителей.
 
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться
Комментариев: 0