Торговые сети обещают дефицит продуктов из-за законопроекта Яровой

Торговые сети обещают дефицит продуктов из-за законопроекта Яровой
Запрет торговым сетям возвращать товары обратно поставщикам, предложенный вице-спикером Госдумы Ириной Яровой и группой депутатов, может обернуться дефицитом продуктов питания по выходным. Ритейлерам придется сокращать объемы заказанной продукции из-за риска не распродать все товары до истечения срока годности, и к воскресенью некоторые полки опустеют. В этих условиях небольшие поставщики свежей и ультрасвежей категории продуктов не смогут часто возить свой товар в магазины (два-три раза в день). Между тем, продукция со сроком годности до 10 дней занимает около половины торговой площади в сетях.

Свою позицию торговые сети направили в августе и сентябре в нижнюю палату парламента и правительство. Поставщики считают такой сценарий маловероятным, а в Минпромторге говорят, что излишнее регулирование торговой отрасли может негативно сказаться на всех участниках рынка.

Есть ли необходимость в законодательном регулировании отношений между поставщиками и торговыми сетями? Объяснили экономисты Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ Артур Рыкалин и Елена Белова.

Правила «игры» между поставщиками и розничными сетями формировались не один десяток лет. Возврат нереализованных товаров – это компромисс, сложившийся  между участниками договора в условиях нестабильного спроса со стороны покупателей. Если поставщиков не устраивают эти условия, то они не обязаны взаимодействовать с торговой сетью. Разумеется, торговая сеть не заинтересована продавать мало и осуществлять возвраты. Для каждой конкретной товарной позиции устанавливается баланс распределения выгоды и рисков. При малых поставках, с одной стороны, снижаются риски возврата, а с другой, повышается вероятность упущенных продаж и «пустых полок». При поставках «с запасом» возникает риск просрочки и возврата.

Законодательное регулирование рыночных сделок не будет содействовать устранению главной причины возвратов – нестабильности спроса. Напротив, оно может привести к искажению рыночных стимулов, цен и рентабельности. Усилия государства стоит сосредоточить на создании условий для развития каналов сбыта продуктов питания и поддержки конкуренции различных форматов торговли. Если у производителей будет возможность реализовывать продукцию не только в федеральных сетях, но и в магазинах «у дома», на специализированных рынках или поставлять продукты питания институциональным потребителям, то и проблемы взаимодействия с сетями будут менее острыми. Тем не менее, никакое расширение каналов сбыта не решит более глобальную проблему – уменьшение платежеспособного спроса населения на продукты питания. В тех товарных группах, для которых характерна высокая конкуренция между поставщиками при невысоком спросе на продукцию, будет сохраняться несоответствие количества запасов и продаж. Это, в свою очередь, будет неминуемо приводить к возвратам.

В конце февраля 2018 года 30 депутатов во главе с Ириной Яровой внесли в Госдуму законопроект, запрещающий ритейлерам заключать договоры с условием о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении срока годности. По мнению авторов инициативы, за последние годы торговые сети стали чаще возвращать качественные продукты отечественным производителям.

Фото: kosmo.com.
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться
Комментариев: 0