Основы национальной системы управления качеством пищевой продукции в России

29 июня 2016 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.

Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. (далее – Стратегия) является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции, а также одним из важнейших элементов реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и Поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2015 Пр-1259.

Данная стратегия разработана Роспотребнадзором. Соисполнителями в разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации выступили Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минздрав России и другие ведомства.

Стратегия ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества.

Как отмечают разработчики, уровень соответствия продовольственных товаров обязательным требованиям остается невысоким, вызывая многочисленные претензии потребителей. Неоптимальная структура питания при потреблении пищевых продуктов с низкими потребительскими характеристиками является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счёт необоснованно высокой калорийности пищевых продуктов, сниженной пищевой ценности, избыточного потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов (витаминов, минеральных веществ) и пищевых волокон.

Большинство современных способов снижения себестоимости и фальсификации пищевой продукции сводится к изменениям технологии, использованию несоответствующего сырья и несанкционированной замене биологически ценных макро- и микронутриентов на менее ценные, с последующим доведением с помощью различных технологических приёмов физико-химических показателей продукции до установленных нормативной документацией требований с целью получения прибыли. Это ведёт к намеренному введению потребителей в заблуждение относительно свойств и происхождения продукции, снижению пищевой и биологической ценности, а также способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке, в результате чего добросовестные изготовители оказываются в невыгодном положении.

Также несанкционированное использование в процессе сельскохозяйственного производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, приводит к загрязнению пищи и к негативным последствиям для здоровья человека (появление возбудителей инфекционных заболеваний с новыми свойствами, повышение тяжести течения и последствий перенесенных инфекций, антибиотикорезистентность, аллергические реакции), требующим увеличения затрат на их лечение, в том числе с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи.

Препятствием к повышению эффективности контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям является, в том числе, недостаточность необходимых методов определения показателей качества и несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции.
Также ситуацию усугубляет отсутствие единой информационной системы отслеживания качества пищевой продукции на протяжении всех процессов производства и обращения пищевой продукции, позволяющей определить происхождение пищевой продукции, отследить использование лекарственных препаратов для ветеринарного применения и средств защиты растений, идентифицировать организации, ответственные за каждый этап в цепи ее производства и обращения.

В соответствии с обозначенными проблемами целями Стратегии являются обеспечение качества пищевой продукции как важнейшей составляющей укрепления здоровья, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, содействие и стимулирование роста спроса и предложения на более качественные пищевые продукты и обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции.

Достижение указанных целей Стратегии планируется осуществить путем реализации следующих задач:
  • совершенствование и развитие нормативной базы в сфере качества пищевой продукции, включая правовые аспекты, связанные с эффективными компенсационными механизмами защиты прав потребителей;
  • совершенствование и развитие методологической базы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции;
  • обеспечение мониторинга качества пищевой продукции;
  • совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения государственного контроля (надзора) и применения мер административной ответственности за несоблюдение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требований к качеству пищевой продукции;
  • создание единой информационной системы отслеживания пищевой продукции;
  • разработка и внедрение системы управления качеством пищевой продукции;
  • создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания;
  • создание условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества;
  • возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов;
  • актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусо-ароматических веществ, биологически активных веществ, остатков лекарственных средств для ветеринарного применения и средств защиты растений;
  • приоритетное развитие научных исследований в области питания населения, в том числе в области профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и разработки технологий производства, направленных на повышение качества пищевой продукции;
  • продвижение принципов здорового питания.
В целях реализации Стратегии предполагается применение правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических механизмов.

Под организационно-управленческими механизмами понимается: создание единой информационной системы отслеживания пищевой продукции; формирование общедоступной информационной системы мониторинга качества пищевой продукции; создание системы управления качеством пищевой продукции
Научно-методические механизмы предусматривают: формирование системы организации научных исследований в области создания критериев и показателей качества пищевой продукции, разработки технологий производства пищевой продукции, обеспечивающих сохранение ее качества от производства до конечного потребителя; проведение проблемно-ориентированных и прикладных исследований в области разработки методов определения показателей качества пищевой продукции и оценки рисков новых контаминантов природного, технологического и антропогенного происхождения; проведение фундаментальных, поисковых и проблемно-ориентированных прикладных научных исследований, направленных на изучение роли питания в профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний; создание и изучение влияния на организм человека продуктов нового поколения с заданными характеристиками качества.

Финансово-экономические механизмы предусматривают: создание необходимых организационно-финансовых механизмов для реализации Стратегии; создание гибкой системы стимулирования производителей продукции с заданными характеристиками качества; поддержку отечественных производителей пищевых ингредиентов и биологически активных веществ.

С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте правительства. 
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться
Комментариев: 0