Подготовка тематических исследований (case studies) по продовольственной безопасности в Евразийском регионе: методология


Автор: Пер Пинструп-Андерсен, Консультант Всемирного банка, профессор Корнелльского университета и Копенгагенского университета

Введение В данной статье представлена методологии подготовки кратких аналитических и учебных тематических исследований с целью оказания содействия Евразийскому центру по продовольственной безопасности (Аграрному центру МГУ), а также ряду исследователей в разработке кейсов по темам, связанным с продовольственной безопасностью и питанием.
Продовольственная безопасность и питание являются следствием: 1) продовольственных систем, частью которых они являются; 2) внешних факторов воздействия на системы, например, государственной политики; 3) поведения заинтересованных или имеющих отношение к продовольственным системам сторон.  Продовольственные системы сложны, и государственная политика, наряду с поведением целого ряда заинтересованных сторон, играет исключительно важную роль в определении действий, направленных на удовлетворение общественных целей.  В реальности достижение поставленных целей (целей общества) – очень непростая задача, напрямую связанная с целями разных заинтересованных групп, в том числе и организаций в государственном секторе и их относительной силы воздействия на принятие решений.  
Разработка и внедрение соответствующей государственной политики зависят от глубины понимания продовольственной системы, целям которой эта политика служит, а также от понимания того, как эта система работает и как она будет реагировать на вмешательство со стороны правительства. Принятие решений, в основе которых лежит доказательная база, имеет больше шансов на успех в достижении заявленных целей, чем решения, продиктованные исключительно идейными соображениями.  Исследования в области продовольственной политики являются важным источником фактических доказательств для разработки рациональной государственной политики.


Содержание и структура тематического исследования Каждое тематическое исследование, объемом не больше 5.500-6.000 слов, должно быть основано на конкретной и реальной ситуации, требующей принятия политических мер для улучшения продовольственной безопасности и питания. Каждое тематическое исследование должно содержать следующие разделы:
    
  1. Название и автор (авторы).
  2. Краткое содержание: не более 250 слов или примерно одной страницы. Этот раздел должен включать в себя (1) краткое описание вопроса/проблемы, (2) цели кейса, (3) варианты политики и (4) перечень ключевых заинтересованных сторон. Связь затронутой в кейсе проблемы с вопросами продовольственной безопасности и питания должна прослеживаться во всех разделах отчета.
  3. Исходная информация: не более 1.250 слов или примерно 5 страниц. Этот раздел должен включать в себя краткий аналитический обзор контекста исследования, включая результаты сбора и анализа данных. Студенты, у которых будет желание изучить дополнительные источники, смогут обратиться к списку дополнительной литературы в конце кейса.
  4. Вопросы политики: не более 1.000 слов или примерно 4 страницы. Этот раздел должен включать в себя перечень вариантов политики в отношении проблемы, описанной в разделе с исходной информацией.
  5. Заинтересованные стороны: не более 750 слов или примерно 3 страницы. В этом разделе необходимо идентифицировать и описать ключевые заинтересованные стороны, актуальные для данного тематического исследования, а также осветить их задачи, интересы и возможность влиять на процесс разработки и принятия определенных мер политики.
  6. Варианты политики. Данный раздел является самой важной частью отчета. В этом разделе должны быть представлены: (1) перечень основных вариантов мер политики, выделенных авторами; (2) обоснование каждой из мер; (3) анализ возможного влияния политики на продовольственную безопасность и питание, а также на другие направления государственной политики, такие как национальный доход, расходы правительства, устойчивое управление природными ресурсами. Несмотря на то, что количественный анализ экономической эффективности будет сложно осуществить в рамках ограниченного времени, отведенного на данные тематические исследования, любая доступная информация об экономической эффективности различных вариантов политики должна быть включена в анализ. Объем данного раздела будет зависеть от тематики кейса, но не должен превышать 2.000 слов или примерно 8 страниц.
  7. Задание. Задание (исключительно в версии кейса для учебных целей) должно быть описано в одном абзаце. В этом разделе необходимо дать задание студентам проанализировать и оценить «за» и «против» для каждой из мер политики с точки зрения заинтересованной стороны, к которой каждый из студентов будет отнесен. В данном анализе необходимо определить возможные пути достижения консенсуса в отношении каждой из рекомендаций.
  8. Рекомендации по вопросам политики. В данном разделе (включенном в версию кейса, целью которого является предоставление рекомендаций по вопросам политики) должны быть включены следующие элементы: (1) дана определенная рекомендация для принятия решения, (2) определена заинтересованная сторона, для которой данная мера предназначена и (3) дано ключевое обоснование, почему именно данная мера рекомендована. Этот раздел не должен превышать 250 слов или примерно одну страницу.
  9. Список рекомендованной литературы. В данном разделе необходимо представить список 2-3 источников, рекомендованных для студентов для получения дополнительной информации к разделу №3.
  10. Список использованной литературы. В данном разделе необходимо перечислить все источники, использованные при подготовке кейса.


Проведение тематического исследования Для проведения тематического исследования предлагаются следующие семь шагов:
   
  1. Определение проблемы, касающейся продовольственной безопасности или питания, в отношении которой требуется получить больше данных для принятия политического решения, которое, в свою очередь должно привести к повышению и устойчивости продовольственной безопасности и питания. При выборе проблемы следует также руководствоваться ожидаемой вероятностью принятия мер политики. Для этого потребуется оценить (а) является ли отсутствие данных главной причиной непринятия таких мер, (б) совместимость целей продовольственной безопасности и питания с другими актуальными целями политики. Политэкономическая оценка возможности повышения уровня продовольственной безопасности и питания является критически важной для выбора проблемы. Неспособность понять процесс формирования политики и связанных с ним целей приводит к тому, что многие прикладные исследования по вопросам политики имеют ограниченную ценность, а множество рекомендаций, основанных на фактических данных, не внедряются.
  2. Разработка концептуальной модели, демонстрирующей потенциальное и фактическое воздействие проблемы или темы исследования на продовольственную безопасность, питание, здоровье человека и экологию. Модель должна быть достаточно детальной для определения переменных и взаимоотношений, требующих дополнительных данных. Необходимо определить потенциальные точки применения политики и подготовить предварительный перечень вариантов политики для их последующего анализа и модификации.
  3. Трансформация концептуальной модели в аналитическую модель, которая дополнительно уточняет требуемые данные и форму,  в которой они могут быть собраны. Аналитическая модель должна указывать компоненты исследования, подлежащие описательному качественному анализу и предполагающие количественный анализ. Необходимо прикладывать все усилия для подготовки аналитической основы, которая поможет увязать потенциальные меры политики и желаемые результаты.
  4. Сбор качественных и количественных данных, необходимых для использования в аналитической модели. Данные и источники информации могут включать в себя первичные источники, такие как открытые или структурированные стандартные интервью, фокус-группы и индивидуальные интервью, или вторичные источники, такие как существующие исследовательские отчеты, программные документы и т.д. Выбор источников данных зависит от временных и ресурсных ограничений.В то время как когортные обсервационные исследования могут быть дорогими и часто требуют двух или больше лет для их завершения, тематические исследования, как правило, проводятся в гораздо более сжатый период времени и с меньшими финансовыми затратами. Таким образом, сбор первичных данных, который может быть время затратным и дорогим, как правило, бывает весьма ограниченным. Преимуществом проведения исследования в сжатые сроки является отсутствие необходимости долгосрочного предвидения актуальности вопроса и связанного с ним интереса со стороны разработчиков политики. В результате многих когортных обсервационных исследований были сформулированы важные рекомендации в области политики, актуальные на момент начала исследования, но не представляющие интереса для разработчиков политики 2-3 года спустя, когда рекомендации были готовы. Непосредственное наблюдение и имеющиеся у исследователя знания могут обеспечить важный контекст для исследования. Одной из сильных сторон тематического исследования является возможность объединить информацию и данные из различных источников для получения более реалистичной картины в отношении контекста и заинтересованных взаимоотношений.
  5. Применение вышеупомянутой аналитической модели к собранным данным, уточнение ключевых моментов применения политики и перечня соответствующих групп заинтересованных сторон и их основных целей, и формулирование вариантов политики.
  6. Завершение подготовки отчета в соответствии с вышеупомянутыми требованиями, содержащего рекомендации в отношении политики (выбранных из перечня вариантов политики) с их обоснованием.
  7. Представление отчета для экспертной оценки, последующая доработка и финальное согласование.
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться
Комментариев: 0