Об особенностях российских обязательств в области государственной поддержки сельского хозяйства и их влиянии на его развитие рассказал заместитель директора Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ (ЕЦПБ) Роман Ромашкин в ходе обучающего семинара «Торговля услугами и государственная поддержка сельского хозяйства». Мероприятие было организовано Центром международной торговли при поддержке Европейского союза с целью содействия вступлению Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию (ВТО). В семинаре приняли участие представители Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства, научно-исследовательских организаций и бизнес-сообщества Узбекистана.

В настоящее время Узбекистан возобновил замороженные с 2006 г. переговоры по вступлению в ВТО. Ожидается, что членство в ВТО будет способствовать эффективной интеграции республики в мировую торговлю, дальнейшему развитию внешнеэкономических связей и гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами.

По мнению заместителя директора ЕЦПБ, в целях оптимизации переговорного процесса представителям министерств Узбекистана, занимающимися вопросами вступления в ВТО, необходимо тщательно изучить опыт всех недавно присоединившихся стран, включая Россию. Роман Ромашкин напомнил, что Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 г. Этому предшествовали длительные и напряженные переговоры, которые начались в середине 1995 г.

По итогам переговоров в области сельскохозяйственных субсидий Россия обязалась сократить максимально допустимый объем агрегированной меры поддержки (АМП) с 9 млрд долл США (среднегодовой уровень АМП за 1993-1995 гг.) в 2012 г. до 4,4 млрд долл США (среднегодовой уровень АМП за 2006-2008 гг.). Кроме того, вплоть до 31 декабря 2017 г. сумма продуктово-специфической АМП не должна была превышать 30% от продуктово-неспецифической АМП. Указанное ограничение связано с опасением ряда членов ВТО о возможностях существенного увеличения Россией продуктово-специфической поддержки в первые годы членства в ВТО.

По словам Романа Ромашкина, Россия смогла быстро адаптироваться к многосторонним обязательствам путем переориентации мер поддержки на программы, не подпадающие под ограничение объемов финансирования. Следуя терминологии ВТО, речь идет о мерах «зеленого ящика». Так, на смену выплачиваемым ранее компенсациям части затрат на минеральные удобрения, средства защиты растений и горюче-смазочные материалы пришла «несвязанная» поддержка в области растениеводства. Такая поддержка предоставляется в расчете на 1 гектар посевной площади в форме возмещения части затрат:

- на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности производства, а также повышение плодородия и качества почв, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельхозкультурами;

- на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семян картофеля, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, овощных культур открытого грунта, льна-долгунца и технической конопли.

В структуре мер «зеленого ящика» на указанные платежи приходится более 25%. При этом, Роман Ромашкин подчеркнул, что на фоне сокращения объемов искажающей торговлю поддержки более чем в два раза, что обусловлено, главным образом, снижением обменного курса рубля, доля неискажающей торговлю поддержки в совокупной поддержке сельского хозяйства выросла с 20 % в 2012 г. до 38% в 2016 г. Тем не менее, доля совокупной поддержки в продукции сельского хозяйства сократилась с 8,0% до 5,9%. Для сравнения в Европейском союзе доля поддержки в продукции сельского хозяйства составляет 20%, в США – 38 %, в Китае – 10%, в Канаде – 8%.

picture 1a

Помимо структурных изменений на фоне сокращения объемов государственной поддержки эксперт ЕЦПБ в качестве адаптационной меры отметил широкое использование в сельском хозяйстве России налоговых льгот: нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельхозпроизводителей, нулевой ставки НДС при реализации и ввозе племенных животных и биопродукции, освобождение от налога на доходы физических лиц грантов и субсидий на создание, развитие и поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, Правительством России установлены ограничения в рамках госзакупок импортного продовольствия. В перечень продовольствия, на которое введены ограничения по закупке импорта, входят 23 наименования, включая рыбную, мясную, молочную продукцию, рис, соль и сахар. По мнению представителя ЕЦПБ, перечисленные меры во многом позволили нивелировать ухудшение финансово-экономических условий деятельности сельхозтоваропроизводителей на фоне сокращения удельных показателей государственной поддержки.

Подытоживая свое выступление, Роман Ромашкин отметил положительную динамику физических объемов аграрного производства России в условиях членства в ВТО. Индекс производства продукции сельского хозяйства с 2013 по 2017 год вырос на 20,7%, а среднегодовой темп прироста производства составил 3,8%. Во многом этому способствовали благоприятные природно-климатические условия. Кроме того, эффект усиления конкуренции с производителями из третьих стран вследствие постепенной либерализации агропродовольственной торговли был нивелирован снижением обменного курса национальной валюты и введением ответных продуктовых санкций в отношении ряда западных стран.

С учетом опыта России в качестве рекомендаций по выработке эффективных условий членства в ВТО уполномоченным органам Узбекистана было предложено активно привлекать экспертное сообщество для подготовки качественного экономического обоснования переговорной позиции в области государственной поддержки сельского хозяйства, а также проведения комплексной оценки влияния различных вариантов принятия обязательств на национальный агропромышленный комплекс с целью определения основных рисков и возможных мероприятий по их минимизации.

Справочно:

Центр международной торговли (International Trade Center или ITC) - координационный центр по оказанию технической помощи в области торговли. ITC образован в 1964 г. в рамках системы ООН. В соответствии с совместным мандатом ВТО и ООН через Конференцию Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) ITC способствует реализации регулятивных, исследовательских и политических стратегий этих организаций. Деятельность ITC сосредоточена на осуществлении практических проектов и направлена на укрепление интеграции бизнес-сообщества развивающихся стран и стран с переходной экономикой в глобальную экономику, улучшение деятельности институтов по поддержке торговли и инвестиций в интересах малого и среднего предпринимательства (МСП) и расширение возможностей институтов по развитию торговли, повышение международной конкурентоспособности МСП.

Агрегированная мера поддержки (АМП) – сумма всех видов искажающей торговлю поддержки, предоставляемой производителям сельскохозяйственной продукции и измеренной в денежном выражении. Совокупная АМП состоит из продуктово-специфической АМП (ценовая поддержка и субсидии на производство конкретных сельскохозяйственных товаров: зерна, молока, мяса и др.) и продуктово-неспецифической АМП (поддержки без привязки к производству конкретных сельскохозяйственных товаров: предоставление льготных кредитов сельхозпроизводителям, компенсация затрат, установление льготных тарифов на потребление электроэнергии, транспортировку сельскохозяйственных грузов, списание задолженности сельхозпроизводителей и др.).