В Совете Федерации РФ 04 декабря 2019 года состоялось заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования на тему «О реализации национального проекта «Экология». Вел его Первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров.
Он напомнил, что Президент РФ в мае прошлого года обозначил ряд первоочередных задач в сфере экологии: создать эффективную систему обращения с отходами, добиться снижения загрязнения воздуха, повышения качества воды, заниматься воспроизводством лесов и технологическим обновлением промышленных предприятий. Для достижения поставленных целей разработан национальный проект «Экология», включающий одиннадцать федеральных проектов. Палатой принято решение вести мониторинг их реализации.
В текущем году утверждены методики расчета показателей и региональные программы, проводились предварительные оценки, готовилась проектно-сметная документация. По многим проектам требовалось получить актуальные исходные данные. Например, о границах особо охраняемых природных территорий или о лесных массивах, их площади и качественном состоянии.
Среди наиболее острых вопросов - несбалансированные тарифы и нормативы накопления отходов, низкая собираемость платежей, отсутствие должного диалога между органами исполнительной власти субъектов Федерации и региональными операторами, проблемы в организации их деятельности.
Принят ряд законов, необходимых для выстраивания эффективной работы с отходами, включая обращение с отходами первого и второго классов опасности. На постоянном контроле палаты находятся вопросы своевременного принятия министерствами и ведомствами подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации законов. 

 Sovet Homyakov1

Свое мнение по обсуждаемым вопросам высказал участник заседания, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования СФ ФС РФ, профессор, эксперт Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ Д.М.Хомяков.
Он отметил, что конструктивно и своевременно обсуждались ряд серьезных проблем. Уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальный проект «Экология» по состоянию на конец года не превысит 35% от запланированных. Это тревожный показатель.
Имеющиеся правовые коллизии и ограничения, порой, препятствуют успешной реализации многих начинаний.
Например в области АПК, есть требование к «климатически нейтральному» сельскому хозяйству – полное полезное использование органических ресурсов в системе мероприятий по «ревитализации» сельских территорий в части поддержания плодородия почв; уменьшение возможного негативного воздействия неконтролируемого оборота органических азот- и углеродсодержащих продуктов на компоненты природной среды. Органические удобрения, в свою очередь, – главное средство против декарбонизации пахотных почв.

Sovet Homyakov

В существующих реалиях, с 1 января 2019 года животноводческие и птицеводческие комплексы отнесены к наиболее опасным I и II категориям (из четырех) наряду с металлургическими, химическими и нефтедобывающими предприятиями. Они должны получить комплексное экологическое разрешение – КЭР (на сегодняшний день не выдано ни одного) для оформления которого требуется государственная экологическая экспертиза.
Навоз, помет, компосты относится к отходам. Необходимо оформлять паспорта отходов на каждую партию. Несмотря на возможность их использования, они не классифицируются как товар, сырье, продукция, не обладают стоимостью (ценностью, полезностью, выраженной в денежном эквиваленте). Все виды деятельности по обращению с отходами (кроме сбора и накопления) – являются лицензируемыми, чтобы использовать отходы в производстве или для реализации необходимо пройти государственную экологическую экспертизу, получить лицензию, и т.д.
Предприятия, стараются избежать проблем с лицензированием, а это время и деньги, оформляют отходы животноводства и птицеводства как продукцию. Они получают сертификаты на пять лет, подтверждающие, что помет и навоз — это их основной продукт, а мясо, молоко или яйца – побочный? При обращении на продукт должны быть задекларированные затраты, его нельзя передать бесплатно. Отсюда проблемы с налоговыми органами.
Нужно понимать, что и 30 лет назад по статистике производилось 886 млн. т навоза, а вносилось 390 млн. т (44,0 %), в настоящее время - 315 и 65 млн. т или 20 %.
Пока в Российском законодательстве отсутствует определенность в вопросе четкого и однозначного разграничения понятий «продукция» и «отход», не решен вопрос об отнесении материала к товарам или отходам. Агробизнес должен иметь неоспоримую возможность использовать произведенные компосты (навоз) для удобрения при соблюдении основных экологических и санитарно-гигиенических требований. Это введет в легальный оборот вторично переработанные питательные вещества, расширит ассортимент и объемы органических удобрений, сократит потери элементов минерального питания растений и углерода. Регистрация товарных видов органических, органоминеральных удобрений, почвенных грунтов должна существенно упроститься или быть заменена на уведомление от производителя.
Это полностью соответствует отработанной мировой практике и положениям Международного кодекса поведения в области устойчивого использования удобрений и управления ими.

Фото 1,2. Участники заседания в Совете Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования на тему «О реализации национального проекта «Экология»/  ФГБНУ «ВНИИ агрохимии» / ECFS