Сборники тематических исследований «Продовольственная безопасность в Евразийском регионе» - уникальное издание, выполненное под эгидой ECFS и Всемирного банка, дает возможность преподавателям предложить студентам работать над реальными проблемами в своем регионе. Метод обучения с использованием тематических исследований - мощная стратегия преподавания, которая набирает популярность по всему миру. ECSF и Всемирный банк, учитывая актуальность использования тематических исследований в образовательном процессе, организовали тренинг для преподавателей ВУЗов в МГУ им. М.В. Ломоносова 27-31 января 2020 года. Обучение проводили Дерил Ватсон, доцент кафедры экономики в Государственном Университете Тарлтон, он сотрудничал с ECFS над сборником тематических исследований в 2016 году, и Джеймс Джентри, профессор методологии преподавания и разработки учебных программ в Государственном Университете Тарлтон (США). Тренинг был разработан для желающих расширить свои педагогические навыки в использовании тематических исследований и других методов активного обучения в учебном плане.

zimnaya shkola general

В результате открытого конкурса, из 82 кандидатов комитетом, состоящим из представителей ECFS и Всемирного банка, были отобраны 14 участников. Кандидаты были выбраны на основе следующих показателей: актуальности их преподавательской деятельности для тематических исследований по вопросам питания и продовольственной безопасности, мотивированности кандидатов в использовании кейс-технологии в своей будущей преподавательской деятельности и в разработке курсов на ее основе, компетенции участников, а также их способности устного общения на английском и русском языке. В шорт-лист вошли 21 кандидат, которые были приглашены на онлайн-собеседование для оценки коммуникативных навыков. Из 15 выбранных кандидатов один не смог участвовать в тренинге из-за проблем с визой. Четырнадцать участников представляли следующие страны: Республика Кыргызстан (5 участников), Армения (4 участника), Узбекистан (3 участника), Россия (1 участник) и Таджикистан (1участник). В тренинге приняли участие: Наира Арутюнян, Мери Манучарян, Сергей Мелоян, Лусине Погосян, Залина Еникеева, Назира Есеналиева, Нурила Ибраева, Акылай Муктарбек Кызы, Нурлан Токобаев, Наталья Нестеренко, Танзила Эргашева, Фотима Сайдуллаева, Марина Ли и Инна Руденко.

zimnaya shkola general2

Учебные занятия были основаны на лучших практиках активного обучения, разработанных Центром инноваций Государственного Университета Тарлтон. Программа тренинга основывалась на методике BDA-R («До», «Во время», «После» и «Анализ»). Данная методика помогала участникам проанализировать свои учебные планы и оптимизировать процесс преподавания.

В качестве примера проблемного обучения (problem based learning) в тренинге использовался набор кейсов, опубликованных ECFS. Во время обучения участники разобрали двенадцать тематических исследований.

Обучение включало в себя лекции и практические занятия. Лекции преподавателей ECFS: Романа Ромашкина, Алексея Белугина, Евгения Цветнова и Марии Конюшковой проинформировали участников о разработках ECFS в области питания и продовольственной безопасности. Практические занятия были основаны на справочных материалах Элизабет Баркли «Методы вовлечения студентов» и «Методы оценки обучения».


zimnaya shkola discussion

Следующие активные методы обучения были использованы на тренинге:

  • Ролевые игры: учащиеся разыгрывают роли различных заинтересованных сторон в тематических исследованиях.
  • «Роль, аудитория, формат, тема» (RAFT- метод): учащиеся участвуют в обсуждении с точки зрения заинтересованной стороны в тематическом исследовании.
  • Стратегия активного обучения: - учащиеся обобщают и сравнивают разные тематические исследования, используя как письменный, так и графический анализ.
  • Командная работа: учащиеся размышляют вслух над заданными вопросами в командах.
  • Комментирование пройденного материала: студенты получают раздаточный материал с набором цитат из недавнего задания и комментируют их.
  • Современные технологии: участникам предлагается использовать современные технологии, включая альтернативные приложения для подготовки презентаций (например, Prezi, Google slides и Nearpod); игры (например, Kahoot); и (например, Poll Everywhere, Google forms, и Nearpod).

zimnaya shkola discussion2

В конце тренинга обучающиеся смоделировали урок, основанный на активных методиках обучения. Все участники успешно продемонстрировали умение использовать методологии кейсов и другие активные методики обучения.

Преподаватели курса выразили удовлетворенность достигнутыми результатами: участники тренинга имеют четкое представление о методологии и способны подготовить и провести занятие на основе кейсов; также сформировалось понимание методологии использования тематических исследований как со стороны преподавателя, так и с точки зрения студента. Первоначальные отзывы участников были положительными. Позже будет проведен анонимный опрос о тренинге.

zimnaya shkola discussion3

ECFS и Всемирный банк с нетерпением ждут продолжения проекта по тематическим исследованиям. Новый раунд совместных работ в области продовольственной безопасности в Евразии будет объявлен в ближайшее время. Информация будет доступна в бюллетене ECFS и на сайте ECFS.

zimnaya shkola cert

Справочно. 

Тематические исследования в учебном процессе были впервые использованы в Гарвардской школе права в 1870 году К. С. Лангделлом. К середине XX века этот метод обучения получил широкое распространение в юридических, деловых и медицинских школах США и других стран. В последнее время он стал применяться в преподавании социальных наук, и, в частности, в области продовольственной политики в развивающихся странах, акцентируя внимание на роли правительства в глобальных, национальных и региональных продовольственных системах (инициатором выступил профессор Пер Пинструп Андерсен из Корнеллского университета).

Пер Пинструп Андерсен использовал подход к социальному предпринимательству, который включает в себя обучение на основе презентаций с последующим обсуждением реальных ситуаций, с которыми сталкиваются лица принимающие решения. Обучение проходит на последних курсах бакалавриата или магистратуры в различных дисциплинах в области питания, экономики и агрономии. Студенты, слушающие курс, должны иметь базовые знания в области экономики. Как правило, курс состоит из последовательности лекций и набора из более чем 60 тематических исследований, которые разделены по подтемам и сопровождают конкретные лекции, касающихся конкретных аспектов продовольственной системы.