В ходе парламентских слушаний Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Николай Панков перечислил замечания, которые возникли у депутатов фракции к этому документу. 

Duma Homyakov

Согласно документу, предполагается установить обязательное проведение периодических почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земледельцами.

«Плодородие почвы необходимо восстанавливать, за этим нужно следить, этим нужно заниматься, — сказал Николай Панков. – Однако когда мы принимали законопроект в первом чтении, в процессе его подготовки ко второму чтению мы убедились в том, что за красивыми словами и лозунгами скрывается опасный и не до конца проработанный механизм, который может привести к изъятию земель у средних и мелких хозяйств. Этого «Единая Россия» допустить не может».

Duma Homyakov2

По мнению Николая Панкова, защита плодородия почв – это важный элемент государственной политики в сфере земельных отношений. Он подчеркнул, что решение проблем агропромышленного комплекса является также приоритетом для «Единой России».

«Безусловно, законопроект нужен, но к формулировкам законопроекта у фракции «Единая Россия» есть ряд замечаний. Так, «периодический анализ почв» без закрепления специфики в отношении возделываемых участков не будет приводить к объективным результатам проводимых анализов. Выборочно проведенные анализы в разные времена года и в стадии осуществления хозяйственной деятельности будут иметь в том числе формальные показатели нарушения, в то время как фактически земля будет находиться в естественном состоянии, не теряя своих полезных свойств», — отметил он.

Duma Homyakov3

Николай Панков также указал на то, что в законе не раскрыто понятие «систематичность». «Это значит, что относительно проводимых мероприятий по охране почв периодичность исследований будет различной. А факт выявленного нарушения дает право изымать землю у собственника и прекращать договор аренды. То есть эта норма может иметь некий коррупционной риск», — подчеркнул депутат. Более того, нигде не указан реальный объем затрат, который может быть понесен правообладателями сельхозземель на обследование земель, отметил Николай Панков.

«В нынешнем виде без разъяснений, без нормативно-правовых актов данный законопроект принимать недопустимо», — сказал он и добавил, что на основе прошедших парламентских слушаний данный законопроект должен быть доработан.

Duma Homyakov4

Первый заместитель Председателя Комитета по аграрным вопросам, депутат фракции «Единая Россия» Владимир Плотников также рассказал об обеспокоенности фермеров поправками, реализация которых может привести к возникновению дополнительного финансового бремени для самих крестьян.

По его мнению, обследование по плодородию почв должно проводиться государством.

Duma Homyakov5

Заместитель Председателя ГД Алексей Гордеев отметил необходимость повысить в принципе качество управления земельными ресурсами в стране. Эту проблему должна решить государственная программа по вовлечению в оборот сельхозземель и развитию мелиоративного комплекса на 2021–2030 годы, считает он.

«Необходимо подготовить новые нормативно-правовые базы, которые позволили бы нам управлять земельными ресурсами не только как средством производства, но и как общественным достоянием», — сказал он.

Duma Homyakov6

Резюмируя, Алексей Гордеев призвал депутатов и экспертов принять участие в создании государственной программы, которая станет настоящим работающим механизмом, способствующим развитию сельского хозяйства в стране.

Эксперт ECFS Дмитрий Хомяков, принимавший участие в парламентских слушаниях, высказал свое мнение по данному вопросу:

ФАО ООН 2015 год был объявлен Международным годом почв. За это время издан ряд международных документов. Их итог: поддержание плодородия почв, их рекультивация и реабилитация, является основой выполнения практически всех целей устойчивого развития (ЦУР). Генеральная Ассамблея ООН объявила 2021-2030 годы «Десятилетие восстановления экосистем для достижения ЦУР». Ставится глобальная задача - раскрыть, укрепить и поддерживать потенциал почв не только для производства продуктов питания, но и для сохранения водных ресурсов, биоразнообразия и биосферы в целом, сокращения выбросов углерода, повышения устойчивости в условиях изменения климата.
Сейчас прослеживается тенденция исключения вопросов, связанных с сущностью почвы как природного объекта, компонента окружающей среды (биосферы) и незаменимого ресурса из законодательства. Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О карантине растений» определил: почва – компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений. Согласно п. 29 ст. 2 – почва элемент подкарантинной продукции.
А где есть почва в российском праве?
Согласно ст. 6, п.2 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок…принудительно может быть изъят у его собственника в случае если используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.
В этом случае почва, ее плодородие и характеристики состояния должны быть научно-обоснованны и однозначно определены.

Эксперт внес следущие предложения: Вопрос определения видов разрешенного использования почв сельскохозяйственных угодий, являющихся самой важной частью земель сельскохозяйственного назначения, – не решен.

Duma Homyakov7

Нет разграничения содержания терминов: «целевое» и «разрешенное», «ущерб» и «вред» окружающей среде, не раскрыты понятия «рациональное», «существенное снижение плодородия» и т.д.

Для сельского хозяйства должна производиться классификация и группировка именно почв, а не земель. Плодородие - свойство почв. Нужны принципиально новые методологии и наборы методик исследования, основанных на получении, накоплении, проверке и алгоритмах использования массивов цифровых геопространственных данных о состоянии почвенного покрова. В этой связи, Государственная агрохимическая служба страны могла бы стать почвенно-агрохимической.

Сейчас нет четкого и понятного представления о месте землеустройства в организации землепользования и реализации земельной политики.  Землеустройство может быть рассмотрено, как комплекс мероприятий  по изучению состояния почв, планированию, организации их рационального использования и охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального (по разработанному, согласованному и утвержденному проекту) использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства… Почвы, их характеристики и плодородие должны быть в числе обязательных критериев эффективности осуществления всех мероприятий по землеустройству.

Роль субъектов РФ в решении этих вопросов должна возрасти. Природные условия страны чрезвычайно многообразны, без учета специфики регионов невозможно принимать адекватные решения и осуществлять оптимальное управление из центра.

Неоднородность почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик обуславливают невозможность введение универсальных сельскохозяйственных регламентов. Между тем существует большой опыт в создании адаптивно-ландшафтных систем земледелия (АЛСЗ) с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), что позволяет эффективно и бережно использовать имеющиеся  природные ресурсы (почву, влагу и др.).

Правовые основы функционирования государственной системы экологического мониторинга почв должна быть четко определены с учетом  положений Указа Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». В части почв земель сельскохозяйственного назначения эти функции могла бы выполнять обновленная Государственная почвенно-агрохимическая служба.

В раздел 1 рекомендаций, пункт 13  изложить в предлагается изложить в  следующей редакции: Реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области агрохимии, мелиорации и почведения, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра».

Источник фото: официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://duma.gov.ru/news/47810/