В Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Провел мероприятие первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Сенатор подчеркнул, что одно из ключевых направлений обеспечения продовольственной безопасности страны — повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, а также реконструкция и строительство мелиоративных систем. Это обусловлено тем, что пригодные для ведения сельскохозяйственного производства земельные ресурсы являются важным фактором конкурентоспособности страны.
Homyakov sovet federacii2
Законодатель отметил, что в России достаточно сложные природно-климатические условия – для 80 проц. пашни свойственен дефицит атмосферных осадков, а 10 проц. пахотных земель переувлажнены. Уровень мелиоративной обустроенности в стране недопустимо отстает от имеющихся конкурентов на рынке продовольствия. В целом текущая динамика качества сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в России характеризуется активным развитием процессов деградации почв. И это несмотря на то, что в соответствии с земельным законодательством данные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. 

Как отметил сенатор, от количества и качества земли, структуры земельных угодий, организации их рационального использования зависят объемы производимой продукции, ее качество, себестоимость и экологическая безопасность. Постоянное возрастание антропогенных нагрузок на земельные ресурсы, интенсивная эксплуатация природных возможностей земли в процессе сельскохозяйственного производства вызывают ухудшение естественного плодородия почв, следствием чего является их выбытие из оборота или полная потеря для сельскохозяйственного использования.

Сергей Лисовский обратил внимание на самый сложный и важный вопрос – отсутствие актуальных данных о состоянии почвенного плодородия. Такие исследования не проводятся с середины 80-х годов прошлого века. «Необходима современная качественная оценка земель сельскохозяйственного назначения», — подчеркнул парламентарий.

По данным, полученным профильным Комитетом СФ из регионов, в последние годы с плодородием пахотных земель создалось катастрофическое положение. Сенатор уточнил, что законодательство в данной сфере требует системного обновления, а действующий Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1998 г. имеет рамочный характер и своих задач не выполняет. Так, указанный закон устанавливает, что осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является расходным полномочием субъектов Российской Федерации. Однако данные полномочия зачастую не обеспечены финансовыми средствами.

Сергей Лисовский считает, что очень важную роль в вопросе сохранения почвенного плодородия играет землеустройство. Здесь предусматривается реальное распределение земельного фонда по категориям пользования, выделяются земли сельскохозяйственного использования, намечаются меры по предупреждению или устранению последствий от действия наиболее распространенных в регионе видов деградации земель. Проектом внутрихозяйственного землеустройства должны устанавливаться оптимальные пределы использования пашни.

Еще один фактор, негативно влияющий на охрану почв, указал парламентарий, - наличие проблем, связанных с оформлением прав на землю хозяйствующими субъектами. Это отрицательно сказывается на ведении сельскохозяйственного производства, усложняет процесс организации выполнения необходимых охранных мероприятий.

По словам сенатора, сложность и многогранность природных, экологических и социально-экономических условий обусловливает необходимость системного подхода к организации охраны земель. Такой подход предполагает формирование системы охраны земель как совокупности взаимосвязанных между собой и с внешней средой элементов, составляющих определенное единство, направленное на решение задач охраны земель. Взаимосвязь элементов системы охраны земель должна обеспечиваться как в территориальном плане, так и в плане соответствия каждому уровню управления земельными ресурсами.

«Система охраны земель должна ориентировать землепользователей на эффективное использование земель, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности по сохранению и восстановлению плодородия почв, защиту земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности и получение общественного эффекта», - заявил Сергей Лисовский.

Homyakov sovet federacii

Участник круглого стола эксперт Аграрного центра МГУ профессор Дмитрий Хомяков поделился тезисами своего выступления:

«Россия имеет максимальную площадь почвенного покрова по сравнению с другими странами - примерно 14,5 млн. км2 - одна шестая часть планеты. Общемировое значение уникальных почвенных ресурсов страны возрастает в связи с глобальными процессами деградации и утраты почв, а  также невозможности осуществления почвенным покровом мира  биосферных функций в прежнем объеме.

На деле, последние десять лет прослеживается тенденция исключения вопросов, связанных с сущностью почвы как природного объекта, компонента окружающей среды (биосферы) и незаменимого ресурса из законодательства.  

Какие пробелы в правовом регулировании необходимо, прежде всего, устранить? Следует незамедлительно ввести в российское право полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства. Корректно определить виды разрешенного использования почв сельскохозяйственных угодий, являющихся самой важной частью земель сельскохозяйственного назначения.

В этой связи, подведомственная Минсельхозу, Государственная агрохимическая служба страны могла бы стать почвенно-агрохимической. В то же время, современное землеустройство может быть рассмотрено, как комплекс мероприятий  по изучению состояния почв, планированию, организации их рационального использования и  охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального по утвержденному проекту  использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства… 

Почвы, их характеристики и плодородие должны быть в числе обязательных критериев эффективности осуществления всех мероприятий по землеустройству. Роль субъектов РФ в решении этих вопросов должна возрасти. Природные условия страны чрезвычайно многообразны, без учета специфики регионов невозможно принимать адекватные решения и осуществлять оптимальное управление исключительно из центра.

Неоднородность почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик обуславливают невозможность введение универсальных сельскохозяйственных регламентов. Между тем существует большой опыт в создании зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), что позволяет эффективно и бережно использовать имеющиеся  природные ресурсы (почву, влагу и др.).

В приоритетном порядке следует реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области агрохимии, мелиорации и почведения, а  также земельных отношений, землеустройства и кадастра». В мероприятии приняли участие член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию члены Совета Федерации, представители Министерства сельского хозяйства РФ, Россельхознадзора, Росреестра, субъектов Российской Федерации, научного сообщества.

Фото 1. Участники «круглого стола» на тему «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Фото 2. Участник «круглого стола» на тему «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Дмитрий Хомяков / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.