В Государственной Думе РФ прошло заседание круглого стола на тему «Проблемы и перспективы развития мелиорации земель и нормативно-правовое регулирование» под председательством члена комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутата фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергея Яхнюка.
В заседании круглого стола приняли участие представители Департамента мелиорации Минсельхоза России, научного сообщества, директора  управлений мелиорации из регионов, практики, эксперты из Республики Беларусь.  
Yacenuk 1В своей вступительной речи Сергей Яхнюк отметил, что проблема сохранения и повышения плодородия почв становится все более актуальной в связи с резким ухудшением ее состояния. Решением проблем, связанных с необходимостью улучшения качества почв, является возрождение и полномасштабное использование комплексной мелиорации земель.
«Однако, без привлечения наукоемких технологий, без применения мирового опыта в сфере строительства и эксплуатации мелиоративных систем и сооружений для комплексной мелиорации в России ее развитие будет затруднительным», - сказал Сергей Яхнюк. 
Директор Департамента мелиорации Минсельхоза РФ Дмитрий Сорокин в своем выступлении рассказал о действующей государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, в которую включена федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», а также о состоянии мелиоративного комплекса России. 
Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-методического отдела ФГБНУ «РосНИИПМ» Александр Колганов посвятил свой доклад восстановлению мелиоративного комплекса, которое невозможно без привлечения научных разработок. Также с докладами выступили доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корр. РАН, главный научный сотрудник ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» Алексей Иванов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий отделом ФГБНУ «ВНИИГиМ им. Костякова» Георгий Гулюк, академик РАН, доктор технических наук, профессор, главный научный  сотрудник Научно-методического центра ФГБНУ «РосНИИПМ» Вячеслав Щедрин.
О том, как проходит мелиорация в регионах, рассказали генеральный директор ЗАО «Племенной завод «Приневское» Мухажир Этуев из Ленинградской области, председатель совета директоров агрохолдинга «Дары Малиновки» Василий Герман из Красноярского края, председатель Комитета по АПК и природопользованию Псковского областного собрания депутатов, генеральный директор ОАО «Красное знамя» Андрей Козлов, доктор наук, директор ФГБУ «Управление «Татмелиоводхоз» Марс Хисматуллин из Татарстана.
Член-корреспондент РАН, директор ФГБНУ «ВНИИГиМ им. Костякова» Виктор Шевченко рассказал о перспективах развития Нечерноземной зоны России. Опытом соседнего государства поделился директор РУП «Институт мелиорации» Александр Анженков из республики Беларусь.
Эксперт ECFS Дмитрий Хомяков в своем докладе обратил внимание, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020, ст. 43). Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О мелиорации земель», в ст. 1 установил, что она осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Мелиорируемые земли: земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий; земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия (ст. 2).

Мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Сами мелиоративные мероприятия  включают проведение работ по улучшению химических и физических свойств почв (ст.2). Здесь опять присутствует некорректный термин «плодородие земель», сама же мелиорация реально  относится к почвам, поскольку предусматривает улучшение их состояния и повышение плодородия.

Следуя формальной логики, любые пахотные почвы, где используются современные ландшафтно-адаптивные (или почвозащитные рациональные) системы земледелия  и кормопроизводства – мелиорированные (улучшенные), т.е. обладают в результате применения агротехнологий и организации территории  более высокими показателями плодородия и обеспечивают прибавку урожаев выращиваемых сельскохозяйственных культур. Достаточно обратиться к введенному в  действие с 01.07.2019 «ГОСТ Р 58330.2-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Мелиорация. Виды мелиоративных мероприятий и работ. Классификация» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.12.2018 № 1143-ст).

Далее по тексту рассматриваемого закона присутствует: защита почв от водной эрозии,  предотвращение деградации и эрозии почв (ст. 2, ст. 7), почвозащитные функции (ст. 2), питательный режим почв (ст. 6, ст. 30), мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы (ст. 8).

Статью 9 приведем полностью: «Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв». Понятно, что термин «земли» здесь очевидно излишен и не нужен.

К проведению мелиоративных мероприятий предъявляются экологические требования. Их осуществление не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды (ст. 32), они производятся с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства, а также законодательства РФ об охране окружающей среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.

Государственный мониторинг мелиорированных земель представляет собой систему наблюдений за их состоянием.  На основе результатов дается оценка изменений. Объектами  являются все мелиорированные земли в РФ (ст. 21).

Особой процедуры государственного мониторинга мелиорированных земель в настоящее время не предусмотрено – он осуществляется в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (ред. от 16.11.20197) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»  (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) именно на него возложены  эти функции и  полномочия.

В настоящее время единый орган государственного управления, специально уполномоченный в сфере землепользования, отсутствует. Вследствие этого применяются две различных процедуры государственного мониторинга земель. Одна из них утверждена приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 № 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения».

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила (ст. 25). Для осуществления этих действий, несомненно, нужны цифровые геопространственные данные,  электронные карты с геодезической точностью, включающие информацию о почвенном покрове и особенностях его функционирования. В идеале должны имеется 2-d, а где возможно и 3-d цифровые модели почв различного уровня и масштаба (локальные, региональные и т.д.).

В Приказе Минсельхоза России от 15.05.2019 № 255 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель» упоминаются некие «почвенно-мелиоративные условия», использующиеся для  обоснования необходимости проведения выбранного вида мелиорации и при подготовке проекта. В иных нормативных документах этот термин не найден.

Недопустимо и опасно осуществлять подмену понятий:  «земля» не является  синонимом (эквивалентом)  «почвы». Это в полной мере относится и к вопросам мелиорации. Мелиорируются (улучшаются) почвы, повышается их плодородие, оптимизируются условия для выращивания сельскохозяйственных культур и использования агротехнологий. 

Стратегический национальный ресурс – почвы с их плодородием, используются не надлежащим образом, а мероприятия по воспроизводству плодородия и мелиорации в случае сельскохозяйственного производства не осуществляются в полном объеме.

Для реализации имеющихся правовых норм необходимо устранить имеющийся пробел - ввести в российское право полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Вопрос определения видов разрешенного использования почв сельскохозяйственных угодий, являющихся самой важной частью земель сельскохозяйственного назначения, – не решен. Нужно определить порядок отнесения земельных участков к мелиорируемым угодьям, и их предоставления для проведения почвенно-мелиоративных мероприятий.

Завершилось заседание круглого стола выступлением доктора технических наук, профессора кафедры мелиорации и рекультивации земель Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А.Тимирязева Виталия Шабанова, который доложил об эффективности точной мелиорации.
Сергей Яхнюк поблагодарил коллег за участие в круглом столе, их выступления и дискуссию.
«В составе рабочей группы мы продолжим диалог вместе с Министерством сельского хозяйства России, будем обсуждать закон о мелиорации, а также проблемы, озвученные на сегодняшней встрече. Будем стараться максимально отстоять принципиальные позиции по данному вопросу», - резюмировал Сергей Яхнюк.