Об этом заявил заместитель директора Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ (ЕЦПБ) Роман Ромашкин в ходе выступления с докладом на Международной научно-практической конференции «I Емельяновские чтения: Аграрная политика: история, реальность и перспективы развития», организованной кафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и посвященной 86-летию со дня рождения выдающегося экономиста-аграрника, политического и общественного деятеля Емельянова Алексея Михайловича. Участники конференции, проходившей 17-18 февраля, обсудили актуальные вопросы аграрной науки, политики и земельных отношений, организационно-экономической структуры сельского хозяйства, продовольственной безопасности, развития сельских территорий, агропродовольственной торговли и международного сотрудничества в аграрной сфере.

Оценивая условия, при которых вводится плавающей экспортная пошлина, представитель ЕЦПБ отметил, что российский рынок пшеницы вступил в фазу экспортного паритета, когда внутренние цены соответствуют внешним справочным ценам. Это обуславливает тенденцию к сокращению выгод отечественных потребителей (животноводов и мукомолов) от закупок отечественной пшеницы и свидетельствует о выравнивании доходности между операциями на внутреннем и внешнем рынках. Причем в условиях снижения емкости внутреннего рынка пшеницы вследствие ограниченной конкурентоспособности продукции животноводства, невысоких темпов роста российской экономики и падения реальных доходов населения влияние внешних факторов на зерновой комплекс России будет усиливаться, а экспорт рассматриваться как драйвер развития зернового комплекса страны.

zerno

Коэффициенты номинальной защиты производителей зерна в России, 2001-2019 гг.

Источник: построено с использованием данных ОЭСР [OECD, PSE database for Russia]

Справочно: коэффициенты номинальной защиты производителей зерна измеряются как отношение средних внутренних цен производителей, включая выплаченные субсидии на тонну произведенной продукции, к внешним справочным ценам. В отношении зерновых, по которым Россия является нетто-экспортером, в качестве внешних справочных цен выступают цены экспорта на условиях FOB в глубоководных портах без учета затрат на обработку и транспортировку продукции до границы.

Для смягчения влияния мировых цен на внутренний зерновой рынок с июня 2021 г. в России на постоянной основе планируется ввести механизм демпфера в виде плавающей экспортной пошлины на пшеницу, кукурузу и ячмень. Пошлина на пшеницу будет устанавливаться в размере 70% от разницы между базовой ценой, рассчитываемой периодично на основе цен экспортных контрактов, и 200 долл. США. Вырученные от взимания пошлины средства предусматривается направлять регионам в виде субсидий в зависимости от объемов производства зерна. По словам Роман Ромашкина, такое перераспределение означает изъятие средств у экспортоориентированных производителей пшеницы в пользу производителей, ориентированных на внутренний рынок. При этом спикер обратил внимание слушателей, что основным фактором повышения рублевых цен производителей явился не рост мировых цен, а падение курса национальной валюты. Так, с ноября 2019 г. по ноябрь 2020 г. рубль обесценился на 20,6%, а рублевые цены производителей увеличились на 21,4% при неизменности долларовых цен.

По оценкам докладчика, исходя из размера торгово-логистических затрат для экспорта зерна, при использования предлагаемого механизма демпфера беспошлинные поставки российской пшеницы на мировой рынок возможны при внутренних ценах производителей менее 160 долл. США за тонну. Однако в настоящее временя мировой рынок вступил в фазу высоких цен из-за снижения урожая в Европе и на Украине, накачке ликвидностью развитых экономик и восстановления спроса Китая. В этих условиях применение механизма демпфера приведет к изъятию средств внешнего рынка, предназначенных для производителей зерна. Например, при контрактной цене экспорта в размере 280 долл. США за тонну поставки состоятся при цене производителей, не превышающей 185 долл. США за тонну, а правительство изымет у экспортеров пшеницы 1,7 млрд долл. США (приблизительно 130 млрд рублей), исходя из объема экспорта в 30 млн тонн. Такой размер изъятия превышает размер господдержки сельскохозяйственного производства. Кроме того, не менее 1,5 млрд долл. США не дополучат производители, реализующие пшеницу на внутреннем рынке, исходя из объема продаж 45 млн тонн.

В этой связи представитель ЕЦПБ подчеркнул, что вводимый правительством механизм изъятия доходов в условиях высоких мировых цен на продукцию растениеводства, экономической стагнации, падения располагаемых доходов населения и повышенных рисках дальнейшего обесценения национальной валюты уже в среднесрочном периоде приведет к ухудшению финансово-экономического состояния и упрощению технологического уклада производителей пшеницы, сокращению объемов ее производства, что негативно повлияет не только на экспортеров, но и на потребителей. Для минимизации неблагоприятных последствий и соблюдения баланса интересов производителей и потребителей пшеницы докладчиком предложено доработать механизм демпфера следующим образом:

  1. Принимая во внимание высокий уровень мировых цен, поднять ценовую планку для расчета пошлины хотя бы до 225 долл. США (уровень ноября 2020 г.)
  2. С целью снижения неопределенности для экспортеров вместо базовой цены использовать контрактные цены экспорта пшеницы, а ставку пошлины установить на уровне 50%.
  3. Средства, аккумулированные от взимания пошлины, направлять на субсидии потребителям зерна (животноводам, мукомолам и хлебопекам).

Кроме того, для повышения эффективности государственного регулирования зернового рынка экспортные ограничения в перспективе целесообразно дополнить государственными закупочными и товарными интервенциями, а также предоставлением продовольственной помощи нуждающейся части населения. По мнению Романа Ромашкина, предложенный подход позволит обеспечить финансовые выгоды для потребителей при соблюдении интересов экспортеров, что будет способствовать достижению целевого показателя по экспорту продукции АПК до 45 млрд долл. США в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.