YPR_POCHV_RES.jpg

 

Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН Владимир Кашин и статс-секретарь – замглавы Минсельхоза России Иван Лебедев на заседании Госдумы представили к принятию в первом чтении законопроект, вносящий изменения в ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", разработанный во исполнение указания Президента РФ в целях установления правовых основ осуществления госмониторинга земель сельхозназначения.

Законопроект, принятый в первом чтении, направлен на устранение недостатков действующего законодательства в части своевременного выявления изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений, информационного обеспечения государственного земельного надзора, а также обеспечения правообладателей земельных участков, органов государственной власти и местного самоуправления информацией об их состоянии.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга, подлежит внесению в Госреестр земель сельскохозяйственного назначения. Его ведение осуществляется Минсельхозом России посредством Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданной и функционирующей в соответствии со ст. 17 ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Порядок ведения госреестра земель сельхозназначения, состава содержащейся в нем информации, а также порядка ее предоставления (в т.ч. внесения изменений в сведения Реестра) устанавливается Правительством РФ. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к информации, содержащейся в Реестре (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами), планируется осуществлять на безвозмездной основе. Реестр выступает необходимым источником информации для проведения мероприятий по земельному надзору, а также государственным информационным ресурсом, содержащим подтвержденные в ходе проведения госземнадзора сведения о фактическом использовании земельного участка из земель сельхозназначения.

Государственный мониторинг этих земель является подсистемой единой системы госэкомониторинга (госмониторинга окружающей среды), где осуществляются поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения. Считается, что будет создан инструмент, позволяющий осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о них, а также пригодности земельных участков в составе таких земель для сельскохозяйственного производства.

Напомним, что ранее уже принято Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Оно вступает в силу с 1 января 2022 г. Программа предполагает финансирование (по ее паспорту) в объеме 754 млрд рублей на 10 лет, 538 млрд рублей – из федерального бюджета. Инвентаризация земель будет проведена в 83 регионах, начиная с 2022 года. Это первая, и главная, часть работ по вовлечению в оборот 13,2 млн га ранее использовавшихся сельскохозяйственных угодий.

Задача – выявить конкретные земельные участки, которые больше всего подходят для сельского хозяйства. Затем планируется осуществить комплекс мероприятий: агрохимические и эколого-токсикологические исследования, подготовку проектов межевания и кадастровые работы, реконструкцию мелиоративных и гидротехнических сооружений, восстановление и развитие мелиоративных систем. Все это требует цифровых проектных решений на единой картографической основе. Кроме вовлечения в оборот, программа подразумевает сохранение и восстановление мелиорированных почв на площади не менее 3,6 млн га. В планах – реконструкция и новое строительство осушительных и оросительных систем, культуртехнические работы по ликвидации древесно-кустарниковой растительности. После введения в оборот 13,2 млн га земель планируется продолжить работу и приступить к реализации второй очереди программы с целью ввести в оборот все заброшенные земли. Правда, во внесенном в Госдуму проекте очередного федерального бюджета, расходы на реализацию уже имеющейся программы в 2022-2024 годах урезаны на треть, со 142,6 млрд рублей до 94,3 млрд рублей. Так что расчетные объемы и скорости ее реализации, а так же достижения плановых показателей пока не подкреплено должным финансированием.

Россия имеет уникальные почвенные ресурсы, которые могут стать основой развития новой низкоуглеродной «зеленой» экономики, «климатически нейтрального» сельского хозяйства, ведения бизнеса и корпоративного управления по стандартам ESG (Environmental, Social, Governance). Для этого нужно оформленное понятное и долгосрочное ресурсно-экологическое планирование, наличие государственных документов, определяющих сколько, каких и где расположенных пахотных почв и сельскохозяйственных угодий нужно стране для ведения агропроизводства, формировании устойчивой национальной продовольственной системы и обеспечения расширения экспорта продукции АПК. Инвентаризацию сельскохозяйственных земель и участков на них расположенных только предстоит создать, а в национальное право ввести полноценное, научно-обоснованное и легальное, общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Проф. Д.М. ХОМЯКОВ, Аграрный центр МГУ