ydobreniay.jpeg

Постановление Правительства РФ от 03.11.2021 № 1910 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений» вступает в силу с 10 ноября. Временное количественное ограничение на вывоз, установленное данным документом, вводится в действие с 01.12.2021 по 31.05.2022 г. включительно. Не исключено, что его в том или ином виде продлят.

Не секрет, что производство минеральных удобрений в России после смены хозяйственного механизма в 1991 г. постепенно снижалось. Только экспортная ориентация отрасли позволила аккумулировать нужные инвестиции, восстановить производство минеральных удобрений в стране и пойти дальше. Сейчас российские минеральные удобрения, без сомнения, лучшие в мире по качеству и ассортименту, удовлетворяют самым высоким «зеленым» экологическим стандартам.

Квоты на экспорт минеральных удобрений коснутся наиболее востребованных во время весенней посевной форм – азотных и сложных. Установленная квота примерно сопоставима с объемом поставок за рубеж, так что компаниям не придется их сокращать. Тем не менее, воспользоваться сложившейся мировой конъюнктурой (ростом цен на газ и сырьевые товары) и нарастить экспорт не удастся. Это, в свою очередь, усилит мировой дефицит минеральных удобрений и скажется на будущие цены самих удобрений и, опосредованно, на сельскохозяйственную продукцию.

Ограничения коснутся практически всех крупнейших российских производителей удобрений. На азотные удобрения вводится квота в 5,9 млн тонн, на сложные (NPK) – 5,3 млн тонн. Распределить объемы между экспортерами до 25.11.2021 должен Минпромторг России совместно с Минсельхозом России. Делается это для того, чтобы не допустить перенаправления объемов с внутреннего рынка на внешние на фоне складывающегося там дефицита. Хотя платежеспособный спрос отечественных агропроизводителей на минеральные удобрения так же ограничен. Расширить его можно только с помощью мер государственной поддержки, что должно найти отражение в федеральном бюджете на 2022 и 2023-2024 гг., проект которого сейчас обсуждается в Государственной Думе.

 Споры между аграриями и компаниями-производителями удобрений об объемах и ценах поставки удобрений традиционно ведутся практически перед каждой посевной кампанией и после ее завершения в течение последних лет. Они обострились в этом году из-за резкого подорожания химической продукции до 70-80% на внутреннем рынке.

Химические компании участвовали в работе трехсторонней комиссии и пытались решить ситуацию заморозкой цен на свою продукцию на уровне июля сначала до завершения осенней посевной, а затем до конца текущего года. В конце октября на совещании у премьера Михаила Мишустина предлагалось продлить фиксацию цен и скидки до 31.05.2022 г., а также обеспечить заключение прямых соглашений поставщиков удобрений с регионами-потребителями, где были бы прописаны объемы поставок и гарантии. В итоге проблема обеспечения внутреннего рынка удобрениями поднялась на уровень Президента Владимира Путина, который поручил к 01.11.2021 выработать меры против негативных последствий дефицита энергии и газа в Европе, в том числе дестабилизации рынков азотных удобрений и продовольствия.

По нашему мнению, стоимость всех минеральных удобрений в 2022 г. продолжит расти и показывать рекордные значения, но уже в 2023 г. ситуация стабилизируется в случае сворачивания программы количественного смягчения центробанками ведущих экономически развитых государств. Резкий скачок их цен в этом году снизил покупательную способность аграриев, традиционное многолетнее соотношение стоимости азотных, фосфорных и калийных удобрений (также сложных) оказалось разрушенным. Сегмент азотных удобрений страдает из-за резкого удорожания газа, что уже привело к сокращению их производства в ЕС – там остановлено 20% мощностей. В Европе стоимость азотных удобрений, которые являются основным видом для весенней посевной, сравнялись с ценой на фосфорные (более $800 за тонну), хотя традиционно они примерно вдвое дешевле.

На этом фоне повысилась конкурентоспособность китайских производителей, использующих и газ, и уголь. Контролируя большую часть свободных мощностей, Китай мог бы компенсировать выпавшие европейские объемы, заняв большую долю на рынке. Но вместо этого, из-за дефицита электроэнергии в КНР с середины октября введены ограничения на экспорт. Аналогичную позицию приняла и Россия, вплоть до нормализации ситуации на мировом рынке или прояснения контуров «новой» реальности.

Д.М. ХОМЯКОВ, проф., Аграрный центр МГУ