organic_market.jpg

В повестку дня шестого заседания Комитета Госдумы по аграрным вопросам от 10 ноября 2021 г. был включен вопрос «О проекте федерального закона № 8802-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (предварительное рассмотрение), представленный сенаторами РФ А.П. Майоровым, С.Г. Митиным 27.10.2021.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в ст. 6 Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан в целях поддержки отечественных производителей органической продукции, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статьей 2 Федерального закона от 03.08.2018 №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производители органической продукции – юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №280-ФЗ Реестр создается в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции. Органы по сертификации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем выдачи, приостановлению, прекращения действия сертификата соответствия, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информацию, предусмотренную частью 3 указанной статьи ФЗ для внесения в Реестр. В части 3 ст. 6 Федерального закона установлен закрытый перечень информации для внесения в Реестр, включающий, в том числе, ОРГН и ИНН, дату включения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – производителей органической продукции. Однако не для всех категорий производителей органической продукции установлена обязанность госрегистрации и внесения в ОГРН. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» к самозанятым относятся и физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматель, а следовательно не имеющие ОГРН, и не включены в ЕГРЮЛ/ЕГРИТІ. Указанные лица вправе осуществлять производство органической продукции и проходить сертификацию, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Согласно ст. 5 Федерального закона подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации. Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Следовательно, сертификация производителей органической продукции, должна осуществляться вне зависимости от правовой формы производителя органической продукции. Ведение единого реестра не является частью процедуры сертификации. Отсутствие указанной в части 3 ст. 6 Федерального закона информации (ОГРН, ИНН, дата включения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП) не может являться основанием для отказа в сертификации.

Положения законопроекта направлены на устранение правовых пробелов, предоставления самозанятым, желающим пройти сертификацию органической продукции в соответствии с законодательством РФ, равного доступа для включения в реестр производителей органической продукции.

В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД)» на 31.07.2021 составляет 2 778 523 человека.

Реализация законопроекта повлечет увеличение на отечественном рынке объёмов качественной и безопасной органической продукции. Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации», иных документов, имеющих разрешительный характер.

Законопроект соответствует положениям Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

После рассмотрения и обсуждения Комитет Госдумы по аграрным вопросам решил включить указанный проект федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Госдумы в период осенней сессии 2021 г. (декабрь).

Д.М. ХОМЯКОВ, Аграрный центр МГУ