formirovanie.jpg

19 ноября в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Формирование торговой инфраструктуры рынка органической продукции в различных форматах торговли» во исполнение п. 7 решения Совета по вопросам АПК и природопользования при СФ на тему «Производство органической продукции в РФ: законодательное обеспечение и правоприменительная практика».

На круглом столе рассмотрен комплекс вопросов, связанных с производством, оборотом, контролем качества и особенностями торговли этим новым видом продовольственной продукции и развитии каналов ее сбыта с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, экспертного сообщества, включая представителей Аграрного центра МГУ.

Органическая продукция представлена в торговых сетях весьма слабо, отдельными позициями, в основном, это молоко и молочная продукция, крупы, бакалея. Федеральные торговые сети работают с мелкими и средними производителями органической продукции на одинаковых условиях, как и с крупными агрохолдингами. Вместе с тем требования торговых сетей выполнить мелким и средним сельхозпроизводителям сложнее. Для увеличения продажи органической продукции в торговых сетях необходимо обеспечить такие опции как: отдельная полка в магазинах с органической продукцией; штрих-код для проверки информации о продукции на месте; понятная навигация в магазине; информационный стенд. Кроме того, для продаж на российском рынке органической продукции необходим маркетинг и собственная служба продаж.

При планировании сбыта важным аспектом являются требования торговых сетей и магазинов по поставкам продукции к документообороту между поставщиком и продавцом, требуемым для этого ИТ-программам, внешнему виду, качеству продукции, маркировке, возможности узнать условия возврата товара поставщику, необходимости проводить маркетинговые акции и иные рабочие моменты, касающиеся взаимодействия поставщика и торговой сети. Для продаж органической продукции необходимо закладывать человеческие и финансовые ресурсы.

Частные специализированные и интернет-магазины - это достаточно активный канал продаж, он подходит для мелких и средних производителей. Практически в каждом регионе есть специализированные магазины и интернет-площадки по продажам органической продукции и здорового питания. Они продают сертифицированные органические продукты, а также натуральные, фермерские, диетические продукты, так как сформировать ассортимент только из органической продукции на сегодняшний день сложно, еще недостаточно производителей. Кроме того, к каналам продаж на российском рынке относят частные магазины здорового питания и собственные точки продаж на базе сельхозпредприятий, социальные сети.

Такая система существует в западных странах, где спрос на здоровую и натуральную продукцию уже вырос в 2020 г. во время пандемии. Предполагается, что это может стать долгосрочным трендом. Одним из путей развития торговли в этой сфере является и предоставление производителям органической продукции льготных торговых мест на сезонных сельскохозяйственных рынках в крупных городах.

В Российской Федерации законодательным актом, регламентирующим отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции в настоящее время является Федеральный закон от 3 августа 2018 года №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 1 января 2020 года. Вместе с тем Федеральный закон №280-ФЗ не содержит в себе норм, связанных с установлением особенностей реализации органической продукции, в связи с чем торговля данной продукцией регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Органическая продукция в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона №381-ФЗ относится к продовольственным товарам.

Торговая деятельность в Российской Федерации, являясь видом предпринимательской деятельности, развивается по принципам рыночной экономики, хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу товаров, в том числе торговые сети, самостоятельно принимают решения об ассортименте продаваемых товаров и поставщиках продукции. Следует учитывать, что потребительский рынок подразумевает наличие торговых объектов разных форматов: крупные торговые сети, несетевые магазины, нестационарные торговые объекты (автолавки, мобильные торговые объекты), розничные рынки, ярмарки и др. Государство на самом высоком уровне поддерживает необходимость развития многоформатной торговли, в первую очередь, ее малых форматов. Так, с целью поддержки малоформатной розничной торговли Минпромторгом России принимаются меры, направленные на развитие мобильной торговли, обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли, развитие ярмарочной торговли, сельскохозяйственных и продовольственных рынков.

Решением Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 21 сентября 2021 г. утверждено положение о Конкурсе на соискание премии за развитие российской органической продукции. Реализация данного мероприятия будет способствовать популяризации органической продукции в субъектах РФ и ее более эффективному продвижению.

В целом же Россия имеет огромный потенциал для производства органической продукции, для реализации которого необходима разработка стратегии развития органического сельскохозяйственного производства. Минсельхозом России создана рабочая группа и проводится разработка Стратегии развития органического сельскохозяйственного производства в Российской Федерации до 2030 года. Ведется работа по вопросу упорядочения использования при маркировке товаров терминов «органический» или эквивалентных терминов – «экологический», «экологически чистый», «биологический» или «эко», «био» или других сокращенных форм.

Д.М. ХОМЯКОВ, профессор, Аграрный центр МГУ