Объем торговли продовольственными товарами в ЕАЭС достиг $7,5 млрд, а их доля в структуре взаимной торговли за год увеличилась с 12,3% до 13,9%. Согласно индексу эффективности логистики Всемирного банка, государства ЕАЭС, Таджикистан и Узбекистан находятся в группе стран ниже среднего уровня. Функционирование транспортно-логистической системы продовольственных товаров в государствах – участниках ЕАЭС сталкивается с количественными и качественными ограничениями, поскольку отсутствует общий механизм транзита товаров и услуг. Обеспеченность хранилищами для плодоовощной продукции находится на низком уровне (в России – около 40%, в Казахстане – около 25%). Поэтому создание современной Единой товаропроводящей сети продовольственных товаров в рамках стран ЕАЭС, Узбекистана и Таджикистана имеет значительный экономический потенциал в части замещения импорта из третьих стран, обеспечения продовольственной безопасности в регионе, увеличения объемов взаимной торговли и повышения эффективности всей цепочки движения товаров от производителя до потребителя.

Выступая на пленарной сессии конгресса «Ключевые инвестиционные проекты – системные драйверы экономического роста в ЕАЭС» Михаил Мишустин отметил, что одним из новых направлений сотрудничества может и должна стать глобальная климатическая повестка. «Мы планируем внести значимый вклад в борьбу с изменениями климата. Для этого примем меры по контролю и снижению выбросов парниковых газов, управлению природными экосистемами», – подчеркнул глава Правительства РФ.

Как заявила на Форуме замминистра сельского хозяйства РФ Ольга Гатагова, страны ЕАЭС практически достигли полной самообеспеченности продовольствием, дальнейшее развитие аграрного сектора Союза будет зависеть от положительной динамики экспорта и роста товарооборота между ними. "Считаю, что создание единой товаропроводящей сети ЕАЭС будет этому способствовать. Россия предпринимает активные меры по развитию этого направления, – сказала она. – Минсельхоз России принимает участие в реализации ведомственного проекта Минтранса России в формировании сетей транспортных логистических центров. Проект призван повысить рост средней скорости движения товара на железнодорожном транспорте, а также обеспечить обслуживание грузопотоков по транспортным коридорам Восток-Запад и Север-Юг". По ее словам, этот проект предусматривает суммарную мощность логистической инфраструктуры не менее 52,9 млн тонн. Кроме того, в РФ уже сегодня действует обширная сеть оптово-распределительных центров (ОРЦ), включающая 30 ОРЦ общей мощностью хранения более 2 млн тонн.

Как заявил министр по промышленности и АПК ЕЭК Артак Камалян в своём выступлении на сессии Конгресса, в странах ЕАЭС разрабатывается концепция единой товаропроводящей сети, которая поможет повысить уровень продовольственной безопасности стран "пятерки" и минимизировать рост цен на продукты, который наблюдается во всем мире второй год. Кроме того, это позволит нарастить экспорт в третьи страны и увеличить внутренний товарооборот между странами ЕАЭС. У ЕАЭС второе место в мире по площади земель сельхозназначения, отличное географическое положение, есть кадры и технологии, т.е. потенциал для увеличения сельхозпроизводства огромен. Чтобы доставка товара от поля до прилавка стоила минимума средств и времени, союзу и требуется единая товаропроводящая сеть – из общих распределительных центров, создания единых "зеленых" коридоров на всем пространстве Союза. Это требует значительных ресурсов, отметил Артак Камалян. По его словам, концепция разрабатывается ЕЭК совместно с ЕАБР. Ожидается, что ее конкретные параметры станут понятны уже в первом квартале 2022 года. Выгода этого проекта очевидна. По данным ЕАБР, у ЕАЭС более 480 млн га земель сельхозназначения. При этом под боком рынок сбыта в виде более 3 млрд населения. Сейчас на этапе хранения и транспортировки теряется до 40% продукции. Своих овощехранилищ недостаточно. Создание единой сети позволит обеспечить продовольственную безопасность для 228 млн человек, увеличить производство продовольствия на 5-7%, обеспечить рост товарооборота в АПК на 30%.

Аграрный центр МГУ