tsifrovizatsiya-apk-belarusi.jpgДанное мероприятие – это ключевое событие проекта «Агроинвестор», завершающее календарный, а также инвестиционный год в сфере АПК. В нем традиционно участвуют ведущие операторы аграрного рынка, инвесторы, руководители региональных аграрных ведомств, производители продовольствия, поставщики техники, оборудования, средств защиты растений, удобрений, финансовых услуг и др. ресурсов для АПК, эксперты, аналитики и консультанты в области агробизнеса. Партнерами Форума являются известные компании: "Ростсельмаш", "Каргилл", "Щелково Агрохим".

Среди обсуждаемых проблем можно выделить производственные и финансовые итоги АПК в 2021 г., а так же прогнозы на следующий год с учетом ценовой ситуации на мировых рынках.

В докладе директора Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Армена Арутюняна была дана оценка положения агросектора ЕАЭС в 2021 году, выделены и перечислены точки его роста в среднесрочной перспективе.

В рамках госпрограммы АПК в 2021 г. на поддержку сельхозпроизводства в России предусмотрено более 290 млрд рублей. Более 15 млрд рублей направлено на развитие рыбохозяйственного комплекса. Порядка 41 млрд рублей выделено на мероприятия в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Со следующего года Минсельхоз России приступает к реализации госпрограммы по эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развития мелиорации. Финансирование на первые три года из федерального бюджета составит порядка 94,3 млрд рублей.

В настоящее время на завершающей стадии находится уборочная кампания. В целом, рассчитываем собрать более 123 млн т зерна в чистом весе, около 23 млн т масличных, порядка 40 млн т сахарной свёклы, а также 7 млн т овощей и более 6,7 млн т картофеля в организованном секторе.

В числе ключевых вопросов было выделено обеспечение стабильности на продовольственном рынке. Введение «плавающей» экспортной пошлины на зерновые позволяет поддерживать внутренние цены на уровне ниже мировых. При этом средства от пошлины должны оперативно направляться на поддержку аграриев. Кроме того, в первом полугодии 2022 г. планируется введение тарифной квоты на вывоз зерновых, в рамках которой предусматривается отдельный лимит на вывоз пшеницы. Её размер будет определен в конце года с учетом уточненного объема урожая, а также темпов экспорта в первом полугодии текущего сельскохозяйственного сезона. Также введены сдерживающие пошлины на вывоз подсолнечника, рапса и соевых бобов, демпферная пошлина на вывоз подсолнечного масла. Это позволяет сохранять стабильные цены в данном сегменте.

В заключении были обсуждены производственные и инвестиционные планы на 2022 г. с учетом прогноза динамика спроса и потребления продовольственных товаров, а так же основные ключевые проблемы бизнеса: рост себестоимости производства продукции, нехватка кадров, сдерживание отпускных цен и другие.

Текущая инфляционная волна заканчивается, но очевидно, что будет еще одна, скорее всего во втором полугодии следующего года. Эксперты и крупные агропроизводители, опасаются, что вмешательства государства в регулирование цен на продовольственные товары даст весьма ограниченный и краткосрочный эффект по их стабилизации. В долгосрочной перспективе последствиями могут стать сокращение инвестиций, дефицит товаров и снижение конкурентоспособности отечественного АПК на мировом рынке. Тем более, что есть вероятность расширения вмешательство регуляторов в работу рынков. Экстренные действия не способны сдержать инфляцию, а постоянное применение госрегулирования искажает ключевые индикаторы, определяющие поведение производителей и потребителей. В средне- и долгосрочной перспективе как прямое, так и косвенное вмешательство может негативно сказаться на рынке, привести к сокращению инвестиций в выпуск регулируемых товаров и торможению роста соответствующих секторов экономики. Компании могут переключиться на выпуск нерегулируемой продукции. Кроме того, усиливаются риски возникновения товарных дефицитов, а это, в свою очередь, будет сопровождаться ростом цен. Между тем, государство имеет все возможности активизировать помощь нуждающимся слоям населения, тогда смягчение социальных последствий продовольственной инфляции станет адресным.

Д.М. ХОМЯКОВ, Аграрный центр МГУ