Европейские производители черники давно собирались объединиться и самостоятельно заняться своими продажами. Обычно компании занимались только сбором ягоды и сдавали ее перекупщикам, которые осуществляли фасовку, доставку и реализацию. Наибольшая добавленная стоимость в цепочке поставки ягоды сконцентрирована в продажах, поэтому первичные производители черники получали малую долю от конечной розничной цены. Чтобы повысить рентабельность, рыночную и переговорную силу они решили объединить усилия и взять под свой контроль продажу продукции.

Европейские производители черники давно собирались объединиться и самостоятельно заняться своими продажами. Обычно компании занимались только сбором ягоды и сдавали ее перекупщикам, которые осуществляли фасовку, доставку и реализацию. Наибольшая добавленная стоимость в цепочке поставки ягоды сконцентрирована в продажах, поэтому первичные производители черники получали малую долю от конечной розничной цены. Чтобы повысить рентабельность, рыночную и переговорную силу они решили объединить усилия и взять под свой контроль продажу продукции.

Кооператив европейских производителей черники был зарегистрирован 28 июня 2019 г. и первично объединил 12 производителей на 280 гектарах, которые производят 2,5 млн кг черники в год. Два производителя кооператива имеют органический сертификат голландского регулятора Skal Biocontrole и поставляют порядка 300 тонн органических ягод в год.

Ягоды членов кооператива будут паковаться компанией Berry Packing Services, созданной одним из учредителей кооператива в Нидерландах. В данный момент происходит отладка цеха для приема продукции от членов кооператива, в ближайшее время будет запущена постоянная фасовка и отгрузка продукции. Удобная упаковка очень важна, так как позволяет сохранить привлекательный внешний вид и качество черники, а также облегчает процесс продажи в торговых сетях.

Спрос на органические ягоды продолжает расти. Цены на них выше, чем на ягоды без органической маркировки. Однако с точки зрения инвестиционной привлекательности для бизнеса условия для производителей как обычной, так и органической ягоды в Германии и Нидерландах остаются не простыми из-за высоких издержек заготовки, насыщенности рынка и короткого срока хранения.

Кооперативный опыт европейских производителей черники является актуальным и для России, обладающей широкой сырьевой базой ягоды. В СССР была развита система заготовительных контор дикоросов, в том числе черники. Она была тесно связана со сбытом через продуктовые магазины и потребительские общества системы «Центросоюза». Потребительская кооперация позволяла объединять труд большого количества сборщиков ягоды в деревнях и через сбытовые структуры оперативно доставлять их для приобретения населением. Это давало доход сельским жителям и обеспечивало доступ горожан к свежей и натуральной ягоде.

Система «Центросоюза» в России действует до сих пор, однако уже в существенно меньшем масштабе и с большой ориентацией на рыночные, а не кооперативные отношения. «Центросоюз» является высшим координирующим органом потребительской кооперации России, объединяя 1,5 млн пайщиков, 2300 потребительских обществ и 130 тыс. сотрудников, а также охватывая 71 регион и 89 тыс. населенных пунктов.

В России сырьевые возможности для заготовки ягод являются колоссальными. Основные трудности вызывают организационные, экономические и технологические вопросы. До сих пор существуют сложности организации труда множества разрозненных сборщиков, существенные издержки реализации, высокие цены на скоропортящийся продукт для городского потребителя, дефицит внедренных современных технологий сортировки, упаковки, хранения и доставки ягод. Использование советского опыта с учетом рыночных реалий и современного европейского опыта может дать новый толчок развитию «ягодной» экономики в России, что имеет не только экономический, но и социальный потенциал для создания рабочих мест в селах.

Артур Рыкалин

Фото: wikimedia.com