Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Направления работы
  • Экономические основы ПБ РФ
  • Доктрина ПБ
Последние новости
  • Привлечение инвестиций в АПК Казахстана
    Привлечение инвестиций в АПК Казахстана
  • Мониторинг загрязнённости воздуха Армении
    Мониторинг загрязнённости воздуха Армении
  • Измения в СанПиН
    Измения в СанПиН

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации

Россия — как пройти между продовольственным суверенитетом и продовольственным тоталитаризмом

Доктрина продовольственной безопасности, как стратегический документ, представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России.

В ней указано, что «продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения».

Первая доктрина РФ

Первая доктрина продовольственной безопасности РФ была утверждена президентом Дмитрием Медведевым еще в 2010 году. В этом документе стратегической целью, составной частью основ национальной безопасности, ставилось поддержание стабильности внутреннего производства продовольствия и создание необходимых запасов сельскохозяйственной, рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В этом документе термин “продовольственная безопасность” определялся, как «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни». Исходя из этого определения, основными направлениями действий, направленных на поддержание и создание состояния продовольственной безопасности, являются:

  • экономическая и физическая доступность пищевых продуктов для населения;
  • обеспечение безопасности производства и самих продуктов питания;
  • наращивание внутреннего производства (через повышение почвенного плодородия, развитие животноводства, использование новых технологий) сельскохозяйственной продукции;
  • избавление от импортозависимости, включая семенной материал;
  • таможенно-тарифное регулирование (в самом широком смысле).

Помимо определения, в Доктрине вводятся пороговые количественные значения производства некоторых видов продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, обеспечивающие продовольственную независимость. В доктрине 2010 года были обозначены следующие продукты и их пороговые значения: зерно – не менее 95 процентов; картофель – не менее 95 процентов; молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов; мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов; соль пищевая – не менее 85 процентов; сахар – не менее 80 процентов; растительное масло – не менее 80 процентов; рыбная продукция – не менее 80 процентов. Механизмы достижения пороговых значений в Доктрине не прописан, хотя наметки путей реализации задач все-таки указаны: в тексте документа отмечается, что устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

  • низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
  • недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
  • ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также материально-технических ресурсов;
  • недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной, рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • дефицита квалифицированных кадров, вызванного различием в уровне жизни городского и сельского населения;
  • искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

Факторы продовольственной безопасности

Помимо положительных определений, в Доктрине образца 2010 года были указаны факторы, ослабляющие продовольственную безопасность: помимо макроэкономических и внешнеторговых, технологических, дополнительно указаны агроэкологические, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Политические факторы, как регуляторы продовольственной безопасности, не упоминаются, несмотря на свою очевидность. Поэтому понятно, что старая Доктрина к началу второго десятилетия 20-го века уже принципиально устарела.

Необходимость обновления Доктрины 2010 года назрела давно и обусловлена изменившимися внешнеэкономическими условиями: вступлением России в ВТО (2012 г.), а также введением в адрес России санкций после 2014 года.

В январе 2020 года указом президента Владимира Путина утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности РФ, сменившая старую.

В новой Доктрине понятие “продовольственной безопасности” трактуется в том же ключе, что и в предыдущей версии (физическая и экономическая доступность продуктов питания, соответствующих требованиям, в том числе требованиям ЕАЭС), но вводится новое понятие “продовольственной независимости”, принципиально новое для “глобалистской” терминологии, господствовавшей до сих пор в этой сфере международных отношений и корпоративных институтов.

Доктрина вписывается полностью в контекст «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ставится задача обеспечения национальных интересов государства на долгосрочную перспективу, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

В новой редакции Доктрины существенно расширен перечень продуктов питания, гарантирующих продовольственную безопасность (овощи и бахчевые – не менее 90 процентов; семена основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции – не менее 75 процентов; фрукты и ягоды – не менее 60 процентов).

Новый документ заметно «позеленел» – среди долгосрочных задач достижения состояния продовольственной безопасности значатся:

  • устойчивое развитие;
  • модернизация сельского и рыбного хозяйства, инфраструктуры внутреннего рынка;
  • восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
  • создание в сельском хозяйстве высокопроизводительного сектора, развивающегося на основе современных цифровых технологий и обеспеченного научными работниками и высококвалифицированными специалистами;
  • цифровизация сельского хозяйства.

Под влиянием международных документов, принятых за прошедшее десятилетие, в Доктрине усилен акцент на климатической теме, как факторе угрозы для поддержания продовольственной безопасности, что обусловлено существенно возросшими факторами риска для целей продовольственной безопасности неблагоприятных климатических изменений, возросшим числом аномальных природных явлений стихийного характера; снижением плодородия земель и их деградацией.

Примечательно, что одной из задач Доктрины является формирование принципов здорового образа жизни среди населения, который осознается, как необходимый социальный компонент устойчивого развития.

В контексте содержания национальной Доктрины продовольственной безопасности необходимо отметить, что, несмотря на существование устоявшегося международного понимания этого термина, разные страны мира находятся на разных стадиях понимания продовольственной безопасности. Хотя это и обусловлено их социально-экономическим положением: беднейшие страны в буквальном смысле голодают, то есть для них продовольственная безопасность – это в первую очередь доступность еды. Развитые страны уделяют внимание качеству и питательности пищи с акцентом на методы устойчивого развития. Россия, как обычно, идет своим путем — Доктрина трактует продовольственную безопасность как продовольственную независимость (так называемый продовольственный суверенитет, реализуемый через собственное производство продуктов питания).

Многие современные конфликты спровоцированы борьбой за продовольствие и ресурсы для ведения сельскохозяйственной деятельности. Достаточно вспомнить фактор сои в китайско-американских отношениях, вина – в китайско-австралийском конфликте, продовольственную помощь КНДР в контексте конфликта на Корейском полуострове. По мере изменения климата его негативные последствия для производства продовольствия будут только усиливаться, и потому вполне закономерно ожидать эскалации политических и вооруженных конфликтов из-за неравенства в доступе к продовольствию.

В новой Доктрине большое внимание уделено особенностям формирования вопросов продовольственной политики в условиях экологического кризиса и изменения климата на глобальном и региональном уровнях. Это, в свою очередь, потребовало принятия Климатической доктрины Российской Федерации, которая является концептуальным дополнением Доктрины продовольственной безопасности России.

Программа продовольственной безопасности

В заключение необходимо отметить, что современный доктринальный подход к обеспечению программы продовольственной безопасности не только затрагивает правовые механизмы ее обеспечения, но и предусматривает изменение продовольственной и социально-экономической политики Российского государства в целях преодоления и продовольственной и технологической импортозависимости России.

Отвечая на новые внешнеполитические вызовы, новая Доктрина прод. безопасности вносит изменения в концепцию «национальных интересов» государства. Теперь в их число входит «недопущение ввоза на территорию РФ генно-инженерно-модифицированных организмов с целью их посева, выращивания и разведения», а также «недопущение неконтролируемого ввоза синтетических биологических агентов».

Новым смысловым трендом Доктрины звучит мысль о том, что достижение продовольственной безопасности невозможно в ситуации зависимости от импортных средств производства. Так что в новой версии Доктрины говорится о необходимости развития собственного сельскохозяйственного машиностроения, обеспечить производство собственных пестицидов, комбикормов и кормовых добавок, лекарств для ветеринарного применения. Особый упор в Доктрине сделан на развитии отечественных технологий во всех сферах АПК. Как это свойственно всем стратегическим документам, в Доктрине не указано конкретных механизмов реализации поставленных задач.

Сразу несколько новых принципиальных моментов, отличающих новую редакцию Доктрины от старой, посвящено сбыту продукции – как на внутреннем, так и на международном рынке: экспорт, согласно новой редакции Доктрины, должен вестись «с учетом приоритета самообеспечения страны».

В новой Доктрине усилен блок социальных вопросов, но специфическим образом. Так, декларируется, что нужно учитывать «социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни». В данном контексте не вполне понятно, кому, каким образом и на что необходимо реагировать - на возникновение угроз или на их причины - снижение привлекательности?

Как и в документе 2010 года, новая доктрина предписывает «преодолеть различия в уровне жизни городского и сельского населения». Правда, теперь уточняется, что государство должно преодолеть тенденцию к «ухудшению демографической ситуации в сельской местности и утрату преемственности сельского уклада жизни». Остается совсем немногое: реализовать в жизни эти многочисленные благие пожелания усилить, улучшить, преодолеть, догнать и перегнать. Исторический опыт судьбы благих пожеланий предыдущих поколений не нашел отражения в тексте новой Доктрины.

 

Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. No 120 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30563/page/1

Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. No 20 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106

Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова