Состояние продовольственной безопасности предполагает такое состояние экономики и АПК страны, при котором независимо от влияния различных внутренних и внешних факторов в полном объеме удовлетворяются потребности населения в продовольствии в соответствии с нормами потребления и качества продуктов питания. На законодательном уровне проблема обеспечения продовольственной безопасности находит отражение в структуре пакета законодательных актов о Национальной безопасности государства.
Приоритетность внимания к АПК определяется необходимостью обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны, центральным положением сельского хозяйства в народнохозяйственном комплексе, технологической специфичностью сельскохозяйственного производства. Значимость сельского хозяйства в структуре экономики обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, с другой стороны, производством сырья для других отраслей экономики. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства значительно влияет на уровень экономической безопасности страны.
При этом, роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны не зависит ни от политического строя, ни от социально-экономической формации. Еще в начале ХХ века, в эпоху промышленных революций и периодов масштабной индустриализации, было замечено, что хотя аграрный сектор и проигрывает по масштабам производства по сравнению с промышленностью, но его политическое значение крайне велико. На современном этапе развития человеческой цивилизации вопросы доступа к продовольствию по-прежнему являются одной из приоритетных составных частей геополитики государства.
Если оценивать потенциал АПК России, то по всем видам ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности, наша страна практически в полном объеме самодостаточна. Ресурсный потенциал России в расчете на душу населения в 2-2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз Германии, и в 18-20 раз Японии. Россия располагает огромной территорией с умеренным климатом, большим запасом топливно-энергетических и минеральных ресурсов, ресурсом плодородных земель.
Аграрная политика России
Целями государственной аграрной политики, как одного из направлений национальной социально-экономической политики, являются:
- развитие сельских территорий,
- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции,
- повышение эффективности сельского хозяйства,
- рост уровня занятости сельского населения и повышение уровня его жизни,
- рациональное использование земельных ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что приоритетной целью аграрной политики является повышение эффективности аграрного производства и защита интересов участников аграрного рынка, прежде всего потребителей.
Жизненно важные интересы потребителей сводятся к возможностям приобретения в необходимом количестве качественной и безопасной продовольственной продукции по приемлемым ценам. Сельскохозяйственные производители, в свою очередь, заинтересованы в гарантированном сбыте своей продукции, по ценам, которые позволят окупить затраты и получить прибыль.
Однако особенностью мировых продовольственных систем является то, что распределение добавленной стоимости происходит таким образом, что непосредственно на сельское хозяйство приходится ее наименьшая часть. Несмотря на то, что именно сельское хозяйство является источником производства, возникает парадоксальная ситуация, когда при практически убыточном сельском хозяйстве, функционирует рентабельная пищевая промышленность и высоко рентабельная торговля.
Критерии эффективной аграрной политики
При анализе состояния продовольственной безопасности обычно принято использовать следующие критерии:
- самообеспеченность страны продовольствием и физическая доступность продуктов питания для потребителей;
- экономическая доступность продовольственной продукции для населения;
- безопасность продовольствия.
Уровень самообеспечения России продовольствием по основным категориям сельскохозяйственной продукции составляет в среднем около 80%. Россия импортирует свежее и мороженое мясо, фрукты, молочные продукты и сыры, пальмовое масло, сахар-сырец и ряд другой сельскохозяйственной продукции. Проблемы физической доступности продовольствия, как это было, например, в конце 1980-х начале 90-х годов, в настоящее время отсутствуют.
Второй критерий, по которому оценивается уровень продовольственной безопасности – это экономическая доступность продовольствия. Она зависит от уровня цен и реального размера доходов населения. По основным группам продовольственных товаров за последние 20 лет происходил постепенный рост цен в основном не превышающий уровня в 10%. В целом потребление основных видов продуктов питания в последние годы находится на стабильном уровне. Наряду с этим, по отдельным значимым для здоровья видов продуктов питания находится ниже рекомендуемых рациональных норм потребления. Так, потребление картофеля составляло 66% от нормы, молока и молокопродуктов – 82 %, фруктов – 70% от рекомендуемой нормы потребления. В то же время потребление хлеба превышало минимальную норму на 6,8%, сахара – на 35,4%. Но если сравнить объемы потребления основных видов продовольственной продукции в России и других странах, то можно заметить, что россияне в гораздо меньших объемах потребляют мясо, рыбу и фрукты. Недостаток калорий и уникальных микро- и макроэлементов в рационе компенсируется потреблением дешевых углеводов.
Важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, является удельный вес расходов на питание в общей корзине расходов потребителей. Так в 2010 году в структуре расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания приходилось – 29,6%. Для сравнения в 2001 году на эти же цели приходилось тратить почти половину бюджета потребителей, а именно – 45,8%, сейчас этот уровень существенно возрос.
Необходимо отметить, что имеются различия в структуре потребительских расходов домашних хозяйств по группам населения с различным уровнем располагаемого дохода. Для групп населения с наименьшими доходами расходы на покупку продуктов питания по-прежнему составляют значительную часть их бюджета.
Третий критерий – это безопасность продовольствия, т.е. отсутствие на рынке продуктов питания непригодных или опасных для потребления. Одна из основных проблем в этой сфере – это генетически модифицированные продукты. Постоянно растущий спрос на продовольствие, способствует тому, что в мире ежегодно увеличиваются площади, засеянные трансгенными культурами. Современная наука не дает полной гарантии безопасности таких продуктов. Многочисленные исследования говорят скорее об обратном.
Таким образом, по всем критериям продовольственной безопасности, защита жизненно важных интересов российских потребителей не в полной мере соответствует необходимым требованиям.
Вступление России в ВТО усилило конкуренцию на внутреннем агропродовольственном рынке. Уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России один из самых низких в мире, это в принципе соответствует требованиям и уставу ВТО. Хотя и США, и страны Европы формируют свою аграрную политику на основе активной государственной поддержки, масштабного финансирования и завуалированного протекционизма.
В России структура господдержки такова, что на импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья в последние годы тратится больше средств, чем выделяется в государственном бюджете на финансирование сельского хозяйства, что говорит об импортозависимости государства в данной сфере, несмотря на многолетнюю политику на импортозамещение.
Меры аграрной политики
Приоритетными мерами аграрной политики, реализация которых позволит повысить уровень продовольственной безопасности России следующие:
- модернизация инфраструктуры продовольственного рынка и повышение степени ее доступности для всех производителей аграрно-продовольственного сектора;
- формирование системы комплексного анализа состояния продовольственной безопасности России на региональном уровне;
- препятствие установлению межрегиональных торговых барьеров, при закупках сельскохозяйственной продукции и продовольствия в различных регионах;
- формирование единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
Роль аграрной политики в продовольственной сфере должна сводиться не только к регулированию процессов обеспечения продовольствием и созданию его запасов, но и к поддержке национальных производителей сельскохозяйственной продукции. Особого внимания в аграрной политике России заслуживает формирование устойчивого уровня занятости в сельской местности и повышение доходов, занятых в аграрном производстве. В связи с этим аграрная политика должна быть направлена на стабильное продовольственное обеспечение страны, развитие агропромышленного производства и сохранение ресурсного потенциала АПК.