Россия – между продовольственным суверенитетом и экспортом
Россия является центром притяжения для многих стран Центральной Азии и Кавказа, что обусловлено не только географическим соседством, но и тесными историческими связями, взаимными торгово-экономическими, политическими, культурными и социальными процессами. В этой связи создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – закономерный шаг на пути развития интеграции в регионе. Цель этого интеграционного объединения, куда помимо России входят Армения, Беларусь,
Казахстан и Кыргызстан, заключается в поступательном формировании единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, обеспечении всесторонней модернизации, кооперации и конкурентоспособности национальных экономик, и обеспечении продовольственной безопасности этого макрорегиона.
Как наиболее крупная в территориальном плане и обладающая наибольшим экономическим потенциалом, Россия является ядром ЕАЭС (более 85% экономики и бюджета ЕАЭС) и драйвером интеграционных процессов, оказывая значительное влияние на остальные страны Евразийского региона во многих сферах жизни, в том числе в сфере продовольственной безопасности. Ключевая роль России в обеспечении продовольственной безопасности региона обусловлена многими факторами, наиболее значимыми из которых являются:
- наличие в России привлекательных рынков сбыта агропродовольственных товаров. Это обстоятельство позволяет странам фокусного региона обеспечить жизнеспособность сельских территорий и укрепить продовольственную безопасность за счет поступления доходов от поставок сельхозпродукции в РФ. Необходимо отметить, что наличие единого рынка с Россией и, следовательно, единого тарифного, таможенного и нормативно-правового пространства, а также более низких, по сравнению с международными, стандартами качества продукции позволяет странам фокусного региона реализовывать продукцию не конкурентноспособную по международным меркам. Так, в 2017 году доля России в агропродовольственном экспорте Армении увеличилась до 50%, Кыргызстана – до 30%, Узбекистана – до 21%, Таджикистана – до 6%. Следует отметить активизацию двухсторонней работы по наращиванию поставок агропродовольственной продукции из фокусных стран на российский рынок.
- Почти все фокусные страны критически зависят от импорта агропродовольственной продукции. В этой связи поставки продовольственных товаров из России способствуют обеспечению продовольственной безопасности в этих странах. За рассматриваемый период фокусные страны наращивали агропродовольственный импорт из России. Внешние поставки в Армению представлены российской пшеницей на 99%, кукурузой – на 96%, ячменем – на 84%, подсолнечным маслом и подсолнечником – на 97%, мукой – на 97%, крупами – на 89% и так далее. В целом рост агропродовольственного импорта из России обусловлен как ценовой конкурентоспособностью российской продукции, так и хорошей логистикой поставок.
- Россия является лидером по поставкам в страны региона многих видов ресурсов и средств производства, используемых в сельском хозяйстве. Так, во внешних закупках Армении на долю России приходится 100% объемов поставок семян пшеницы, 53% посевного гороха, 87% племенных овец, 47% племенных свиней, 25% азотных удобрений, 22% многокомпонентных удобрений, 26% дезинфицирующих средств, 20% премиксов, 15% машин и оборудования для производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Российские ресурсы способствуют обеспечению ветеринарного и фитосанитарного благополучия территорий, эффективности аграрного производства и конкурентоспособности сельхозпродукции в странах Евразийского региона.
- Инвестиционное сотрудничество критично важно для стран фокусного региона - все они находятся в статусе развивающихся стран с огромными проблемами в экономической и банковской сферах. При участии российского капитала реализуются масштабные проекты по развитию инфраструктуры, энергетики, промышленности и сельского хозяйства. Это способствует укреплению экономического потенциала стран Евразийского региона и расширению торгово-экономического сотрудничества, в том числе и в агропромышленной сфере. Российская Федерация является учредителем и крупнейшим участником Евразийского банка развития. На 1 января 2019 года текущий инвестиционный портфель Банка составил 3,4 млрд долл. США и включает 85 проектов в шести государствах-участниках Банка (помимо России, это Казахстан, Армения, Беларусь, Таджикистан и Кыргызстан). Общая сумма инвестиций Банка в экономики государств-участников достигла 7,4 млрд долл. США.
- Социально-экономический аспект. По оценкам Всемирного Банка, более 8 млн человек, родившихся на территории стран фокусного региона, проживают за границей, из них около 5,5 млн человек находятся в России. Само по себе нахождение мигрантов не в странах своего рождения уже оказывает существенное влияние со стороны спроса на такую составляющую продовольственной безопасности, как наличие продовольствия – они потребляют его в стране пребывания, то есть в России, тем самым снижая нагрузку на состояние продовольственной безопасности в своем регионе, которая заведомо более напряженная, чем в РФ. Помимо этого, находясь в стране пребывания, мигранты заняты трудовой и иной деятельностью, приносящей доход. Переводы трудовых мигрантов, большая часть которых находится на территории России, обеспечивают продовольственную безопасность на уровне домохозяйств во многих странах Центральной Азии и Кавказа, повышая благосостояние членов их семей, способствуя увеличению уровня их доходов и улучшению экономической доступности продовольствия.
Отдельного внимания заслуживает роль России в качестве донора финансовых и иных ресурсов для стран Центральной Азии и Южного Кавказа. По данным ОЭСР, суммарный объем российской официальной помощи развитию (ОПР) всем нуждающимся странам вырос с 493 млн долл. США в 2011 году до 1,2 млрд долл. США в 2017 году. В качестве основных направлений ОПР можно обозначить продовольственную безопасность, сельское хозяйство, образование и здравоохранение, развитие человеческого капитала и укрепление институционального
потенциала.
Доля помощи России странам Центральной Азии в общем объеме оказываемой этим странам помощи от мирового сообщества в среднем за 5 лет (2011 – 2016 гг.) достигла 22%, что существенно превышает долю российской помощи странам Южного Кавказа.
Кроме того, Россия финансирует два проекта технического содействия ФАО: проект по обеспечению продовольственной безопасности и питания в Армении, Таджикистане и Кыргызстане с бюджетом в 6 млн долл. США и проект по борьбе с распространением устойчивости к противомикробным препаратам в ряде стран СНГ с бюджетом 3,3 млн долл. США.
Оценка конкурентоспособности агропродовольственной продукции Российской Федерации и фокусных стран показывает, что их конкурентные профили не пересекаются. В этой связи существуют хорошие возможности для усиления конкурентных преимуществ и дальнейшего наращивания взаимной торговли, в том числе посредством развития евразийской сети оптово-распределительных центров. Это в значительной степени будет способствовать укреплению продовольственной безопасности в Евразийском регионе посредством повышения благосостояния сельских жителей и доступности для населения продовольствия.