Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Новости
  • 10 июня вступил в силу новый Водный кодекс Казахстана
Последние новости
  • Обеспечение ветеринарной безопасности Казахстана
    Обеспечение ветеринарной безопасности Казахстана
  • Выездная коллегия Минсельхозпрода Беларуси
    Выездная коллегия Минсельхозпрода Беларуси
  • Деятельность базовой организации стран СНГ в области агрообразования
    Деятельность базовой организации стран СНГ в области агрообразования
  • 10 июня 2025
  • Новости
  • Agrosektor.kz

10 июня вступил в силу новый Водный кодекс Казахстана

10 июня вступил в силу новый Водный кодекс Казахстана

10 июня в Казахстане вступил в силу новый Водный кодекс, разработанный Министерством водных ресурсов и ирригации (МВРИ).

Для защиты граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов, а также защиты интересов страны в области охраны и использования трансграничных вод» в документе впервые вводится понятие «водная безопасность».

Для предотвращения истощения водных объектов вводится понятие «экологический сток» — минимально допустимый уровень воды для поддержания экосистем рек, озер и морей.

Новый кодекс предусматривает разработку Генерального и бассейновых планов управления водными ресурсами, который определил цели, задачи, подходы и основные мероприятия исходя из прогнозов наличия водных ресурсов. Выводы и рекомендации этих планов будут приниматься во внимание при государственном планировании.

Расширено участие общественности в принятии решений по управлению водными ресурсами. Бассейновые советы смогут вносить рекомендации о сокращении разрешенных объемов водопользования, мерах по противодействию паводкам и засухам, мерах по устранению местными исполнительными органами допущенных ими нарушений.

Новым Водным кодексом расширены требования по охране водных объектов. В первую очередь — малых рек и озер. В частности, запрещается строительство глухих плотин на малых реках. Предусмотрен особый режим охраны водно-болотных угодий и ледников. Местные исполнительные органы должны в течение двух лет определить водоохранные зоны и полосы во всех населенных пунктах.

Отдельная глава посвящена мерам по адаптации к изменению климата. Среди них — очистительные и углубительные работы на реках и озерах, определение границ водных объектов при максимальном половодье, создание инженерных систем защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры, сбор и хранение паводковых и талых вод в водоемах для использования во время засух, использование очищенных сточных вод или опресненной морской воды в сельском хозяйстве и иных целях, а также использование севооборота и новых водосберегающих технологий.

В новом Кодексе четко разграничены полномочия государственных и местных исполнительных органов в области борьбы с паводками и засухами. Так, МВРИ через бассейновые водные инспекции будут контролировать состояние и режим работы ГТС при пропуске и приеме паводковых вод, а также обеспечивать направление паводковой воды в водоемы.

Для обеспечения прозрачности в водной сфере Министерство будет ежегодно публиковать на своем сайте национальный отчет о состоянии, охране и использовании водного фонда страны.

Разрабатывается Национальная информационная система водных ресурсов и на сегодня в пилотном режиме уже успешно функционируют четыре модуля: «Администрирование», «Водопользование», «Трансграничные воды» и «Картография».

Вступают в силу новые механизмы стимулирования водосбережения. Например, разрешение на использование воды будет выдаваться только при наличии плана по поэтапному переходу на оборотное или повторное водоснабжение.

На разработку таких планов предусмотрено два года с даты введения действие Водного кодекса».

Рассмотрены вопросы сокращения непродуктивных потерь воды в сельском хозяйстве. Регламентирован порядок создания ирригационного кондоминиума, а в случае его отсутствия местные исполнительные органы наделяются полномочиями по внешнему управлению таким имуществом.

Отмечается, что теперь водопользователи могут самостоятельно и без спецразрешения накапливать талую воду для сельхознужд. Для этого нужно построить пруд, резервуар или иную емкость, объем которой не должен превышать 2 млн кубометров, и уведомить об этом бассейновую водную инспекцию для включения объекта в Реестр ГТС.

В отдельную главу выведены вопросы безопасности ГТС,  вопросы формирования и ведения реестра ГТС, их эксплуатации, проведения многофакторных обследований с разработкой деклараций безопасности, а также разработка регламента безопасности ГТС.

Также документ включает нормы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, регулированию ливневых и дренажных стоков, передаче бесхозяйных систем в коммунальную собственность.

МВРИ РК переданы функции в части регулирования поиска, оценки, мониторинга и охраны подземных вод. Этими вопросами занимается Национальная гидрогеологическая служба «Казгидрогеология».

Для эффективной борьбы с «черным рынком» воды в новом Водном кодексе усилены функции по госконтролю бассейновых водных инспекции, включая принятие мер оперативного реагирования. Также водные инспекции будут вести госконтроль за соблюдением местными исполнительными органами возложенных на них функций в области охраны и использования водного фонда.

Также внесены изменения в Гражданский, Земельный, Предпринимательский, Лесной и Экологический кодексы, а также в 13 законов. В частности, в Земельный кодекс внесены поправки в части регулирования использования земель водных объектов в населенных пунктах, а в Экологический кодекс дополнен нормами, регламентирующими требования по осуществлению деятельности в водоохранных зонах.

Может быть интересно
  • Премия ФАО китайским учёным-аграриям
    Премия ФАО китайским учёным-аграриям
  • Заседание Совета руководителей регулирующих органов радиационной безопасности стран СНГ
    Заседание Совета руководителей регулирующих органов радиационной безопасности стран СНГ
  • Конкурс на тему: «Сияние природы Таджикистана в зеркале»
    Конкурс на тему: «Сияние природы Таджикистана в зеркале»
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова