16 февраля Агроэкомиссия представила доклад члена Президиума РАН, профессора кафедры Государственного университета по землеустройству, академика РАН Виктора Хлыстуна, с которым он выступил на XXXIV Съезде АККОР на тему «Доктрина земельной политики Российской Федерации».
В докладе Виктор Хлыстун рассмотрел и проанализировал серьезную проблему, которая существует на сегодняшний день в России – вопрос государственного контроля, учёта, продажи и предоставлении в аренду земельных участков. По его словам эксперта, все проблемы, связанные с землепользованием, можно было решить уже давно. В частности, создать хорошую законодательную базу, справедливую систему распределения и перераспределения земли, систему государственного регулирования земельных отношений, которые «работают не только кнутом, но и пряником». «По идее мы должны были увидеть сегодня ситуацию, когда доступ к земле достаточен и он выстраивается не на основе чьей-либо прихоти, а на основе государственных интересов и возможностей сельхозтоваропроизводителей», – говорит Виктор Хлыстун.
Ученый напомнил «страшные, тяжелые 90-е годы», но даже тогда функционировал единый государственный орган управления земельными ресурсами – Государственный Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, который вел кадастровый учет, занимался выделением земли, способствовал предоставлению кредитов на приобретение земельных участков. «Сегодня, если мы посмотрим на срез муниципального района, то увидим что здесь и Росимущество, и Росреестр, и Минсельхоз, и Минприроды и так далее. И каждый пытается со своей точки зрения посмотреть на существующие проблемы», – констатирует академик.
По его мнению, госконтроль сельхозземель осуществляется многочисленными госорганами, а должен выполняться исключительно Россельхознадзором, у которого достаточно полномочий для выполнения данной работы, считает академик.
Одной из причин незавершённости «земельной» реформы В. Хлыстун назвал проблемы с установлением границ территорий. «На сегодняшний день не установлено более 50% границ территорий субъектов РФ (муниципальных районов), не разграничены земли на частном, государственном, муниципальном праве». Он назвал права на земли, с незакреплёнными законодательно границами, отсутствующими в госреестре сведениями, «зыбкими». «До сегодняшнего дня почти 60% земельных участков всех категорий не поставлены на кадастровый учет. Они даже не зарегистрированы должным образом», – сетует академик.
«По нашим расчетам сегодня местные бюджеты только земельного налога и налога на другие объекты недвижимости недополучают около 1 трлн рублей. А эти деньги могли бы быть направлены на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, на поддержание сельских населенных пунктов», – отметил В. Хлыстун.
Следующим важным этапом, по мнению академика, является проведение инвентаризации всего земельного фонда страны для получения абсолютно точных сведений о каждом земельном участке. 2 февраля Председатель Правительства РФ подписал постановление, утверждающее правила ведения государственного реестра сельхозземель. В ближайшем будущем важно восстановить кадастр на сельскохозяйственные земли с необходимым объемом данных. Информация, содержащаяся сегодня в реестре, отличается «ограниченным минимумом показателей, на основе которых невозможно принимать управленческие решения».
По словам Виктора Хлыстуна, все землеустроительные работы должны регулироваться соответствующими государственными структурами, которых на сегодняшний день в России нет. До 1999 г. в стране существовала система проектных институтов по землеустройству «Гипрозем», которые вели почвенные, геоботанические обследования, составляли проекты хозяйственных и межхозяйственных землеустройств, выполняли для сельхозпредприятий весь необходимый комплекс работ. Но их успешно разрушили, полностью ликвидировав.
Виктор Хлыстун опять обратил внимание на опыт прошлых лет. Ранее в России действовал документ «Генеральная схема использования земельных ресурсов», где были прописаны прогнозные показатели состояния земельных ресурсов на ближайшие несколько лет, а также описывался точный алгоритм действий регионов по нивелированию негативных последствий для почвы. В частности, на основе этой схемы осуществлялась высадка древесных насаждений, создание лесополос, организовывалась система водохозяйственных структур, регулирующих водостоки и отвечающих за обеспечение водоснабжения, защиту почв от эрозийных процессов. А сегодня о данном алгоритме работы по защите сельскохозяйственных земель власти забыли.
На сегодняшний день 33% сельхозземель находятся в частной собственности, около 66% – в муниципальной и государственной. По словам академик, необходимо четко понимать, как выстраивать работу с земельным банком в России дальше. Если государство полностью устраивает такое процентное соотношение частной и государственной собственности, то дальнейшая деятельность контролирующих, научных организаций будет вестись в рамках уже имеющейся структуры. Однако он не исключил разные «сценарии» развития «земельного» вопроса: либо власти примут решение какую-то часть земли национализировать в интересах государства, либо наоборот передадут государственную землю сельхозтоваропроизводителям, которые способны ее эффективно использовать.
В «Земельной реформе» необходимо прописать вопрос аренды земли, считает эксперт. На сегодняшний день преобладающим является срок аренды до трех лет. Но при этом львиная доля арендаторов оформляет землю на срок до одного года и основной причиной такой «мини»-аренды специалист назвал отсутствие необходимости арендатору регистрировать договор аренды.
Подытоживая свое выступление, Виктор Хлыстун отметил, что на сегодняшний день важно разработать документ, который определяет сущность, содержание, направление развития земельной политики государства. На данный момент даже похожего документа в России нет. Академик предложил руководству государства принять Доктрину земельной политики РФ и в рамках этого документа дать ответы на те вопросы, о которых эксперт говорил в своем докладе. У сельхозпроизводителей должны быть четкие ориентиры, в соответствии с которыми будет выстраиваться система государственного регулирования земельных отношений.