17 августа аналитики «Россельхозбанка» назвал четыре ключевых драйверы развития АПК на ближайшие три года.
В их число вошли: 1) развитие животноводческих и растениеводческих генетических и селекционных направлений; 2) создание новых видов органических удобрений и средств защиты растений (СЗР); 3) цифровые сервисы для АПК в сфере точного земледелия; 4) развитие онлайн-торговли.
Первый тренд продиктован обострившимся на фоне санкционных ограничений вопросом обеспечения отечественного АПК собственными семенами и генетическим материалом. По оценке аналитиков, реализуемая госпрограмма развития селекции и семеноводства, а также дополнительные меры господдержки будут способствовать активному развитию семеноводческой отрасли и селекции в ближайшей перспективе. В начале августа в Минсельхозе России сообщили, что разработают план ускоренного перехода растениеводства на семена отечественной селекции, в т.ч. для ускоренного внедрения отечественной селекции в сельхозпроизводство планируется по аналогии с минеральными удобрениями сформировать план закупки семян в разбивке по регионам.
Второй тренд – создание новых видов органических удобрений и биологических СЗР – продиктован мировой тенденцией борьбы за экологически чистое земледелие, в т.ч. развитие этого направления будет связано с ожидаемым ростом рынка органической продукции. По данным Национального органического союза, в России сертифицировано более 290 тыс. га земли под органическое производство, рынок растет примерно на 10% в год. Господдержка этого направления будет стимулировать производство органических и микробиологических удобрений, а также биологических СЗР, рассуждают аналитики экосистемы.
Третий тренд – разработка и внедрение цифровых сервисов на основе технологий точного земледелия, которые помогут предприятиям АПК оптимизировать затраты и добиться более высоких урожаев за счет четкого планирования, грамотного выбора сортов и гибридов, исходя из условий конкретного хозяйства, дозированного внесения удобрений и постоянного мониторинга состояния агрокультур. По оценкам экспертов, применение подобных сервисов позволяет увеличить урожайность до 25-30% и добиться сокращения расходов до 30%.
Четвертый тренд наметился в период пандемии COVID-19 и продолжает активное развитие: все виды бизнеса начали массово переходить в формат онлайн-торговли. Число маркетплейсов продолжит расти, уверены аналитики «Россельхозбанка», тем более что современный потребитель, особенно в мегаполисах, уже выработал привычку заказывать товары онлайн.