28 июня Госдума на пленарном заседании приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, направленный на регулирование отношений, возникающих при хранении, транспортировке, переработке, реализации и использовании побочных продуктов животноводства, в том числе навоза и помета.
Действующее законодательство в области охраны природы относит навоз к отходам производства и не позволяет использовать его в сельскохозяйственном обороте. Сейчас производители должны разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу, получить лицензию на деятельность и внести навозохранилища в госреестр объектов размещения отходов. Представители агросектора не раз жаловались на высокие штрафы из-за неправильной классификации навоза и помета. Отраслевые объединения на протяжении нескольких лет настаивали, что для продуктов жизнедеятельности животных необходимо предусмотреть отдельное регулирование, учитывающее их полезное использование, как это принято в международной практике.
Документ был разработан группой сенаторов и депутатов и внесен в парламент в марте этого года, в конце мая он был принят в первом чтении.
После прохождения законопроектом первого чтения, представители 61 организации подписали открытое письмо против принятия документа. Инициаторами обращения стали Координационный совет по экологическому благополучию при Общественной палате РФ, Общероссийский народный фронт и Российская экологическая партия «Зеленые».
По мнению экологов, закон практически предоставляет сельхозпредприятиям «индульгенцию» на загрязнение полей свежим навозом, поскольку Росприроднадзор не сможет осуществлять государственный экологический контроль (надзор) за размещением отходов животноводства.
Как пояснил, выступая на пленарном заседании, один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, акад. РАН Владимир Кашин, новый законопроект призван избавить животноводов от неправомерных штрафов и наладить в России производство органических удобрений. Поскольку с 2015 г. существует проблема неоднозначного толкования законодательства об отходах производства применительно к навозу и помету.
Новые нормы исключают побочные продукты животноводства из-под действия отраслевого законодательства «Об отходах производства и потребления» и законодательства «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Таким образом, вводится отдельное регулирование обращения таких побочных продуктов животноводства. Планируется, что новые нормы вступят в силу с 1 марта 2023 года.
В соответствии с новым законом под понятием побочных продуктов животноводства понимаются "используемые в сельскохозяйственном производстве, в том числе как источник повышения плодородия почвы и/или в качестве сырья для производства другого продукта, экскременты сельскохозяйственных животных, в том числе навоз и помет с влагопоглощающими материалами на растительной основе или без них, а также складируемые (образующиеся) на специализированных площадках (лагуны, навозохранилища, пометохранилища, иловые карты) иловые осадки сточных вод, донные отложения, содержащие экскременты сельскохозяйственных животных".
Как сообщила замглавы Комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина ("Единая Россия"), «отныне продукты жизнедеятельности животных не считаются отходами животноводства в случае их переработки и использования в сельскохозяйственном производстве. Но это не значит, что их можно спокойно разбрасывать по полям без соответствующей обработки или вносить бесконтрольно в почву», – отметила Н. Школкина. Она подчеркнула, что законопроект позволяет, «с одной стороны, повышать плодородие сельхозугодий, с другой стороны, сохранять экологию и стимулировать органическое земледелие. В случае, если вещества, образуемые при содержании животных, не используются в сельском производстве или в случае их ненадлежащего использования, например, при стоке их в водоем или выгрузке на сельхозугодия без соответствующей переработки, собственнику грозит штраф в размере платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисляемое в соответствии с законом "Об охране окружающей среды", с применением коэффициента 1", – пояснила Надежда Школкина.