Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Новости
  • Госрасходы в водохозяйственную инфраструктуру Узбекистана
Последние новости
  • Обеспечение ветеринарной безопасности Казахстана
    Обеспечение ветеринарной безопасности Казахстана
  • Выездная коллегия Минсельхозпрода Беларуси
    Выездная коллегия Минсельхозпрода Беларуси
  • Деятельность базовой организации стран СНГ в области агрообразования
    Деятельность базовой организации стран СНГ в области агрообразования
  • 12 апреля 2023
  • Новости
  • СВО ВЕКЦА

Госрасходы в водохозяйственную инфраструктуру Узбекистана

10 апреля Всемирный банк провел презентацию отчёта «Повышение эффективности государственных расходов в человеческий капитал и водохозяйственную инфраструктуру в Узбекистане» для представителей местных экспертных и академических кругов, в котором анализируются, в частности, госрасходы и вызовы в сферах ирригации, водоснабжения и санитарии. 

Отчёт основан на статданных, предоставленных Госкомстатом Узбекистана и отраслевыми министерствами и освещает тенденции в соответствующих секторах в период с 2015 по 2021 гг. Данное исследование было подготовлено по запросу правительства Узбекистана. 

Управление водными ресурсами в ирригации. Ирригационная и дренажная инфраструктура Узбекистана нуждается в срочной модернизации. Почти все сельское хозяйство в стране зависит от орошения. 90% всей используемой воды приходится на орошаемое земледелие. Согласно статданным, 75% существующей площади дренажной системы нуждается в реконструкции, 70% водохозяйственных насосов требуют капремонта, а 66% всей инфраструктуры магистральных каналов требуют антифильтрационных покрытий. 

Для устранения этих дефицитов инфраструктуры потребуются инвестиции в размере $400 млн в год в течение следующих 10 лет для поддержания водной инфраструктуры на текущем уровне обслуживания. В тоже время, для модернизации системы потребуется приблизительно такой же объем инвестиций. Для сравнения, в 2020 г. общие капзатраты на орошение и дренаж составили всего $200 млн. 

Орошаемое земледелие в Узбекистане значительно зависит от электронасосов. Насосные станции, большинство из которых были построены более 30 лет назад, потребляют большую часть электроэнергии в сельскохозяйственном секторе и около 16% от всейпотребляемой электроэнергии в стране. 

С целью улучшения госрасходов в данном секторе в краткосрочной перспективе рекомендуются следующие меры госполитики:  

1) увеличение средств госбюджета на ремонт и техническое обслуживание ирригационных и дренажных систем, а также увеличение капитальных бюджетов для ускорения программы их капремонта и модернизации;  

2) ускорение реализации проектов, способствующих снижению потребления электроэнергии водохозяйственными насосами (путем замены на менее энергоемкие модели);  

3) дальнейшее развертывание программ, стимулирующих фермеров использовать капельное орошение. 

В долгосрочной перспективе рекомендуются следующие меры госполитики:  

1) переход к покубометровым тарифам водопользования с полным возмещением затрат и к более высокому уровню сбора платежей за водопользование;  

2) изучение опыта использования микро- и мини-гидроэлектростанций на оросительных каналах в качестве альтернативного источника электроснабжения в сельской местности, включая для целей использования насосов только в тех случаях, когда использование гравитационного (самотечного) орошения не представляется технически или экономически целесообразным. 

Услуги водоснабжения и санитарии. Согласно национальным статданным, доступ населения к централизованным водопроводным сетям относительно высок (87%), но доля домохозяйств, получающих пригодную для безопасного потребления воду, значительно меньше (69%). По большей части построенная 40-50 лет назад, инфраструктура водоснабжения и санитарии выработала свой срок службы и требует масштабного восстановления и обновления. Госрасходы в данном секторе, несмотря на значительный рост в последние годы, не соответствуют требованиям по замене активов, техническому обслуживанию и расширению систем водоснабжения и санитарии в соответствии с потребностями быстрорастущего населения. 

Обеспечение бесперебойного обслуживания является распространенной и серьезной проблемой, поскольку многие системы водоснабжения работают менее 12 часов в сутки. Потери воды в трубах достигает 30-50%. В 2016 г. около 3,7 млн человек (12% всего населения) обслуживались централизованной системой канализации преимущественно в крупных городах. Сточные воды собираются, но, как правило, не очищаются в соответствии с международными стандартами. 

С целью повышения эффективности госрасходов в данном секторе рекомендуются следующие меры госполитики: 

1) разработка систем установления тарифов, определения тарифов на услуги водоснабжения и санитарии для каждого региона отдельно, учитывающих финансовую доступность и стимулы для эффективного водопользования; 

 2) развитие потенциала коммунальных предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и санитарии, регулирующих органов, а также АО «Узсувтаминот»;  

3) достижение кредитоспособности вышеназванных коммунальных предприятий и создание условий для реализации проектов государственно-частного партнерства в данном секторе;  

4) обеспечение автономности коммунальных предприятий и постепенный отказ от государственного субсидирования их деятельности.

Может быть интересно
  • «Актуальные проблемы почвоведения, экологии и земледелия»
    «Актуальные проблемы почвоведения, экологии и земледелия»
  • «Аграрная наука и производство»
    «Аграрная наука и производство»
  • Развитие «зелёной» экономики Узбекистана
    Развитие «зелёной» экономики Узбекистана
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова