3 ноября в Кали (Колумбия) завершился крупнейший в мире саммит по биоразнообразию – КС-16.
После почти двух недель активных дискуссий с участием 170 делегаций со всего мира на нем было принято первое в истории Соглашение о сборе генетических данных природы, а также о признании лиц африканского происхождения и коренных народов в качестве ключевых игроков в усилиях по сохранению биоразнообразия.
«Это беспрецедентный случай в истории многосторонних природоохранных соглашений», – заявила Службе новостей ООН Камила Пас Ромеро, представлявшая на саммите коренные народы. «Коренные народы и сообщества, обладающие системами знаний в сфере заботы о жизни и биоразнообразии, помнят долгий путь, который мы прошли на пути к этому соглашению», – добавила она.
Делегаты приняли решение о создании для них вспомогательного органа в соответствии со статьей 8-J Конвенции о биоразнообразии. «Этот новый вспомогательный орган является ориентиром для остального мира. Стороны признают потребность в нашем всестороннем и эффективном участии, знаниях, инновациях, технологиях и традиционных практиках, необходимых для достижения целей конвенции», – сказала Камила Пас. В соглашении говорится, что каждая подписавшая его страна должна уважать, сохранять и поддерживать знания, инновационные идеи и практики коренных сообществ, воплощающие традиционный образ жизни, актуальный для сохранения и рационального использования биоразнообразия. Новейший вспомогательный орган станет постоянной площадкой для участия коренных народов в принятии решений, касающихся биоразнообразия.
Еще одним важным шагом вперед стало решение делегатов КС-16 о создании глобального фонда для сбора экономических ресурсов за счет использования цифровой информации о генетических кодах видов флоры и фауны. Компании, использующие эту информацию для разработки продуктов, должны будут направлять часть своей прибыли в так называемый «Фонд Кали», из которого ресурсы будут выделяться коренным народам и местным сообществам – напрямую или через правительства.
Два вопроса, обсуждавшихся в Кали, остались нерешенными – модель финансирования плана защиты биоразнообразия и механизм мониторинга для измерения прогресса стран в соблюдении «дорожной карты» по защите биоразнообразия. К концу саммита обсуждение этих вопросов было приостановлено, и соглашений по ним достичь не удалось.