20 сентября на заседании Госдумы принят в первом чтении проект федерального закона №155722-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект позволит ускорить ввод в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые используются не по назначению или с нарушениями требований земельного законодательства. Документ, внесенный Правительством РФ, запрещает недобросовестным собственникам переоформлять земли сельхозназначения на других лиц или передавать в залог. Также уточняется механизм, регулирующий порядок продажи подобных участков на публичных торгах, и сокращается срок, по истечении которого они должны быть проведены.
По данным Россельхознадзора за 2020-2021 гг. было выявлено 11 722 земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства РФ. Как отметил на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам замглавы Минсельхоза России Иван Лебедев, существующая процедура изъятия сельхозземель у недобросовестных владельцев несовершенна – они используют механизм передачи прав собственности или аренды, и процедура должна проходить заново, а срок изъятия по действующей процедуре составляет 3 года. Такой лазейкой, по данным Россельхознадзора, воспользовались правообладатели почти 2 тысяч земельных участков. Это негативно отражается на эффективности использования земель сельхозназначения и тех мерах, которые принимаются государством по вовлечению в оборот заброшенных сельхозземель.
Законопроектом предусматриваются следующие ключевые положения:
1) возможность фиксации Россельхознадзором факта неиспользования земельного участка в течение 3 и более лет на момент проведения проверки;
2) Россельхознадзор наделяется правом заблокировать в Росреестре возможность изменения сведений о правообладателе земельных участков, в отношении которых выявлены нарушения, и правообладатели которых не устранили эти нарушения в установленный выданным предписанием срок. И тех пор, пока нарушитель не устранит нарушения, либо не понесет наказание, а земельный участок не будет принудительно у него изъят, он не сможет им распорядиться;
3) в 2 раза (до 15 дней) сокращаются сроки принятия решений о приобретении изымаемых земельных участков в собственность муниципалитетов или субъектов РФ.
Представляя к принятию в первом чтении законопроект, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин в своем выступлении обратил внимание на то, что в рамках дальнейшей работы с законопроектом должен быть рассмотрен ряд предложений, усиливающих предложенные законодательной инициативой правовые конструкции. Так, актуальным является вопрос введения приоритетного права приобретения принудительно изымаемого земельного участка из земель сельхозназначения правообладателями соседних земельных участков по упрощенной процедуре, обеспечит сокращение количества земельных участков, контуры которых характеризуются черезполосицей. Также Владимир Кашин предложил рассмотреть вопрос о привлечении к работе по выявлению таких земельных участков органов муниципального земконтроля, а также общественных инспекторов.
Кроме этого глава Комитета ГД по аграрным вопросам обратил внимание на необходимость совершенствования правоприменительной практики вовлечения в сельхозоборот земель через отмену противоречащих этой концепции подзаконных актов, и в первую очередь на необходимости отмены Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. №1509, предоставляющего право выращивать леса на землях сельхозназначения.