18 августа РБК опубликовала большое интервью с руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом.
Отвечая на вопросы корреспондента о том, как изменилась структура поставок и остались ли проблемы с санкционной, Сергей Данкверт отметил: «Политика, которая сейчас проводится в Европе, приведет к тому, что теплицы там станут нерентабельными. Потому что, исходя даже из цен на газ, местная продукция уже экономически неконкурентоспособна. У нас же, напротив, овощеводство интенсивно развивается».
По данным Россельхознадзора, за семь месяцев импорт овощей и фруктов составил 5,15 млн т (-3% к аналогичному периоду прошлого года). Увеличились объемы поставок из Китая (+11%), Египта и Таджикистана (+16%), Узбекистана (+14%), Казахстана (+21%), Молдавии (+20%), Марокко (+45%), Туркмении (+30%). Снизился импорт из ЮАР и некоторых стран Латинской Америки. Поступление бананов из Эквадора увеличилось на 1%. Импорт мяса и мясопродуктов (в т.ч. готовой продукции) снизился на 10%, до 294,4 тыс. т (основные страны-поставщики – Белоруссия и государства Латинской Америки); корма и добавки составили 269 тыс. т (снижение на 13%); молочная продукция – 519,1 тыс. т (снижение на 9%; основные страны-поставщики – Белоруссия, Казахстан, Новая Зеландия и государства Латинской Америки); живые животные (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот) – 18,8 тыс. голов (снижение на 40%); рыба и морепродукты – 226,9 тыс. т (снижение на 39%; основные страны-поставщики – Фарерские острова, Чили, Белоруссия, КНР, Вьетнам и Турция).
Говоря о переориентации на Восток и опасений об их специфичности, Сергей Данкверт ответил: «Работа ведется так же конструктивно, как и велась. К каждой стране – свой подход, конечно. Мы продолжаем открывать новые рынки. Например, в этом году Таиланд разрешил поставлять к себе российскую молочную продукцию, в страну также отправлено более 200 тыс. доз наших вакцин от заразного узелкового дерматита. Южная Корея буквально на днях предоставила право экспортировать рыбопродукцию еще 35 российским предприятиям. Всего же их 930. Индонезия расширила список российских лабораторий для проведения исследований зерна при экспорте в страну. Мы также помогаем Индонезии бороться с ящуром. В июле в четвертый раз в текущем году был расширен перечень российских поставщиков продукции водного промысла и аквакультуры в Китай».
За первые 5 месяцев Россельхознадзор отмечает общее увеличение объемов экспорта российской продукции. Объем экспорта мяса и мясопродуктов увеличился на 20%, до 407,8 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; молочной продукции – на 7%, до 91,1 тыс. т; рыбы и морепродуктов – на 3%, до 952,3 тыс. т; живых животных (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот) – на 102%, до 111 тыс. голов. По странам-импортерам и видам продукции ввоз из России увеличили: Китай, Саудовская Аравия, Вьетнам, страны ЕАЭС – говядина; Белоруссия, Гонконг, Казахстан, Монголия, Сербия – свинина; Китай, Нидерланды, Германия, Франция, Япония, Вьетнам, Нигерия, Белоруссия – рыба; Казахстан, Узбекистан, Азербайджан – готовая мясная продукция. Служба ведет работу для начала поставок российского сафлора, клубней топинамбура, озимой пшеницы и ячменя в Китай, завершается согласование доступа на перуанский рынок для российской гречихи.
В последнее время владельцев домашних животных стал волновать вопрос о кормах для животных, которые импортировались из других стран. Вот что ответил по этому поводу глава Россельхознадзора: «Есть определенные виды кормов для продуктивных животных – премиксы и витамины, которые импортируются из других стран. При этом Европа не производит основу для витаминов и антибиотиков. Это делают Китай и Индия, именно они делают основу почти для всех витаминов и субстанции для всех антибиотиков. Мы стали разбираться с тем, что идет из Франции, и оказалось, что контрольный пакет крупного французского поставщика уже давно у Китая. Или бельгийская компания поставляет — и там тоже давно уже контрольный пакет китайский. То есть продукция идет из Китая в Европу, а потом оттуда к нам. … То чего действительно не хватает, например определенных видов вакцин, но они для нас некритичны. У нас практически на всё есть свои аналоги. Многие в России были заинтересованы в том, чтобы просто тратить деньги, а не вкладывать их в развитие».
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте: https://www.rbc.ru/interview/business/18/08/2022/62f4935f9a79479a92cad07c?from=column_1.