25 июля на Национальном правовом Интернет-портале Беларуси опубликован Закон РБ «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», подписанный Президентом РБ Александром Лукашенко 17 июля.
В Законе комплексно пересмотрены требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к осуществлению хозяйственной деятельности. Устанавливаются требования, которые должны соблюдаться при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации по объектам хозяйственной и иной деятельности (требования предъявлялись только к проектной документации), уточнены виды строительной деятельности, к которой предъявляются такие требования (возведение, реконструкция, техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы, капремонт, снос объектов). Устанавливаются требования при приемке в эксплуатацию объектов и их эксплуатации, выводе из эксплуатации (проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, экореабилитации загрязненных территорий, компенсационных мероприятий).
Уточнены объекты использования атомной энергии, к которым устанавливаются соответствующие требования (установки для производства или обогащения ядерного материала, объекты для хранения ядерных материалов, объекты, предназначенные для обезвреживания, переработки, хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов и др.).
С целью предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей при работе отдельных объектов по использованию, объектов обезвреживания отходов вводятся требования к эксплуатации мобильных установок по использованию и (или) обезвреживанию отходов. Так, в частности, для возможности эксплуатации таких установок в соответствующей документации должны предусматриваться проектные решения по устройству площадок (складов) для хранения отходов и продукции, инженерных и транспортных коммуникаций и иных сооружений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды и обеспечение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также мероприятия по охране окружающей среды.
Допускается возможность эксплуатации мобильных установок по использованию отходов вне территории соответствующего объекта по использованию отходов, например, на строительных площадках в местах, определенных проектной документацией, для ликвидации последствий ЧС и использования древесных отходов при проведении рубок леса, удалении деревьев, кустарников за пределами населенных пунктов.
Законом актуализированы положения, регламентирующие вопросы нормирования в области охраны окружающей среды, которое является одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды. Определяется, что к нормативам в области охраны окружающей среды относятся нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование. Перечень нормативов качества окружающей среды дополнен таким видом как «дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах» (требования к их применению установлены Экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах и требования к их применению», утв. постановлением Минприроды РБ от 25.11.2021 № 13-Т). Также в отношении каждого вида нормативов определены его назначение, цели и вид законодательства, которым они регулируются.
С учетом влияния климатических изменений на здоровье человека, рисков, связанных с опасными погодными явлениями, наносимого экономического ущерба для различных секторов экономики, задачи и направления госполитики в области охраны окружающей среды дополнены формированием и проведением единой государственной политики по реагированию на изменение климата. В связи с этим, в Законе закрепляются положения по вопросам регулирования воздействия на климат. Полномочия Совмина РБ дополнены компетенцией на установление порядка и условий ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами Беларуси, порядка ведения государственного и производственного учета антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями. В целях госрегулирования деятельности, связанной с выбросами парниковых газов и их абсорбции поглотителями, планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на климат, адаптации к его изменению на краткосрочный период, среднесрочную и долгосрочную перспективу устанавливаются обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, обязанных сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ путем внедрения наилучших доступных технических методов.
Права должностных лиц Минприроды и его террорганов при осуществлении контрольной деятельности в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов изложены в новой редакции и исключают дублирование норм Указа Президента РБ от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях. При этом, за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов закреплено право в рамках ведения административного процесса получать доступ к республиканской базе данных АИС «Паспорт».
В Законе уточнен термин «причинение вреда окружающей среде», который дополнен словами «загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами, засорения, загрязнения окружающей среды отходами, незаконной рубки».
В целях обеспечения полноты правового регулирования норм международных договоров, стороной которых является РБ, Законом определяется возможность подготовки и внесения в соответствующие международные организации предложений о включении территорий РБ в списки природных территорий международного значения.
Законом усовершенствованы подходы к координации деятельности государственных органов и взаимодействия с общественностью в области охраны окружающей среды, с учетом практики применения расширены и оптимизированы возможности доступа к экоинформации, а также определен исчерпывающий перечень прав, необходимых для обеспечения и защиты неотъемлемого права граждан на благоприятную окружающую среду.
Урегулированы механизмы участия общественности в части возможности ознакомления до утверждения заключения госэкоэкспертизы с информацией, касающейся процесса принятия окончательного решения. В отношении документации, предоставляемой для проведения общественной экоэкспертизы, устанавливается требование о предоставлении ее в том же составе, что и для проведения госэкоэкспертизы.
Законом вводится ряд новых терминов, таких как «низкоуглеродная экономика», «зеленая» экономика, «экосистемные услуги».
Закон предусматривает и ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.