8 августа Президент РФ Владимир Путин подписал ряд федеральных законов в природоохранной среде.
Федеральным законом№306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Госдумой 30 июля иодобренным СФ 2августа, установлен новый механизм обращения с медицинскими отходами.В ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляются понятия «обращение с медицинскими отходами», «накопление медицинских отходов», «обеззараживание медицинских отходов» и «обезвреживание медицинских отходов». Предусматривается, что обращение с медицинскими отходами осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе санитарными правилами. Устанавливается, что медицинские отходы класса «А» подлежат передаче региональным операторам по обращению с ТКО, медицинские отходы классов «Б», «В» и «Г» (за исключением некоторых) – спецоператорам, отдельные виды медицинских отходов класса «Г», перечень которых определит Правительство РФ, – федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности, а медицинские отходы класса «Д»– национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами. Кроме того, поправками предусматриваются особенности обеззараживания, транспортировки, обезвреживания, а также учета медицинских отходов. Закон вступает в силу с 1 июля 2025 года. Правила обращения с медицинскими отходами классов "Б", "В" и "Г" подлежат применению с 1 сентября 2026 года.
Федеральным законом№308-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принятым Госдумой 23 июля и одобренным СФ 2августа, установлена возможность осуществления постоянного рейда в границах ООПТ. Законом предусмотрено, что госконтроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ в отношении транспортных средств, деятельности и действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан может также осуществляться в рамках постоянного рейда в соответствии с ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке, установленном положением о виде контроля, утверждаемым Правительством, высшим исполнительным органом региона. Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Федеральным законом №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Госдумой 24 июля и одобренным СФ 2 августа, внесены изменения в порядок нормирования отходов и лимитов на их размещение. В частности, для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объектах I категории и II категории, устанавливается обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения (КЭР) при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, при отсутствии КЭР– обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду. Утверждение методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отнесено к полномочиям РФ. Закон вступает в силу с 1 марта 2025 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Федеральным законом №248-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принятым Госдумой 23 июля и одобренным СФ 2 августа, установлена повышенная административная ответственность за повторное сокрытие или искажение экологической информации. Законом уточняются положения КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за сокрытие или искажение экологической информации. При этом за повторное совершение указанного административного правонарушения устанавливается повышенная административная ответственность. Кроме того, устанавливается, что дела о нарушении порядка представления отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, о невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также о неуплате в установленные сроки сбора, подлежащего уплате производителями товаров, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в материалах, имеющихся или поступивших в орган, осуществляющий государственный экологический надзор, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.