11 апреля на нашем сайте в разделе «Аналитика» размещен обзорный доклад «Новые риски для в глобальной и российской продовольственной безопасности», подготовленный сотрудниками Аграрного центра МГУ.
В докладе рассмотрены возникающие в связи с кризисом в Украине риски для продовольственной независимости и устойчивости продовольственной системы России, а также экономической доступности продовольствия для населения страны. Проанализированы принятые Правительством России меры по элиминированию рисков для продовольственной безопасности, разработаны предложения по их совершенствованию.
Основные выводы по результатам исследования состоят в следующем:
- Сигналы от ФАО по нарастанию рисков голода создают определенную основу для формирования компромисса по разрешению поставок продовольственных товаров морем, что позволит Украине и России сохранить большую часть своего аграрного экспорта и снизить остроту наступающего кризиса.
- Не позднее начала лета 2022 года в России начнет все острее ощущаться общая нехватка ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве и ритейле. Принятие постановления, легализующего параллельный импорт, направлено на формирование альтернативной системы поставок требуемых ресурсов из стран-посредников, перечень которых пока понятен лишь в общих чертах. Финансовые взаиморасчеты по поставкам, очевидно, будут выстраиваться одновременно с формированием маршрутов доставки и соответствующих логистических схем.
- Очевидно, крупный агробизнес, действуя напрямую и через отраслевые союзы сможет быстрее адаптироваться и встроиться в альтернативные схемы поставки импорта. Малому и среднему бизнесу будет значительно сложнее найти свое место в новых технологических и логистических цепочках. Лоббирующие возможности союзов типа АККОР представляются гораздо более слабыми.
- Правительство России обозначило намерение сосредоточиться на поддержке крупного системообразующего бизнеса в промышленности, АПК и ритейле. На эти цели будут направлены финансовые резервы, хотя обозначенный объем средств крайне незначителен. Малый аграрный бизнес пока не фигурирует в качестве бенефициара мер государственной поддержки. Это чревато значительными экономическими и социальными издержками. Очевидно, что малый бизнес не только производит значительную долю аграрной продукции, но и обеспечивает занятость большей части сельскохозяйственного населения. В этой связи целесообразно использовать опыт поддержки малого бизнеса, давший положительные результаты в период пандемии COVID-19. В начале 2020 г. малые сельскохозяйственные производители получали «подушевые» дотации из бюджета при условии сохранения численности занятых и докризисного размера заработной платы. Такая мера может рассматриваться как первоочередная в существующих условиях.
- В целом, меры господдержки, проводимые в жизнь Правительством России, носят спорадический характер, вводятся в экстренном порядке и далеки от системности. Систематизация и структурирование мер поддержки требует предварительной аналитической работы. Предметом этой работы должен стать анализ структурных изменений в издержках сельхозпроизводителей и рисков снижения доходности аграрного производства.
- Необходимость в такой аналитике обусловлена в том числе тем обстоятельством, что, как это было и в период пандемии, намечается тренд в пользу обеспечения контроля над ценами на социально-значимые продукты питания. При этом, если цена реализации таких товаров окажется ниже себестоимости, эти товары будут быстро вымываться из торговой сети, что породит новые волны ажиотажного спроса и шоковых закупок – до полного исчезновения товаров с полок магазинов.
- В ритейле предполагается процесс упрощения форматов сетевой торговли и сдвиг в сторону фермерских ярмарок. При этом представители сетевой торговли начинают формировать запрос на снижение критически значимых статей расходов – в частности, стоимости аренды торговых площадей в супермаркетах. Таким образом, ритейл также нуждается в аналитике структурных сдвигов в себестоимости и оценке предполагаемой доходности.
- Логистическая тема обещает быть важнейшей при формировании новых экспортно-импортных коридоров. Пропускная способность таких коридоров и необходимые меры государственной поддержки при их формировании также должны стать предметом аналитики ближайших месяцев.
В целом, контуры грядущего просматриваются пока туманно. Тем не менее, опыт, полученный в период преодоления последствий пандемии COVID-19, может быть актуализирован и востребован.
По мнению авторов, в условиях быстрого изменения факторов риска для всех компонент продовольственной безопасности в России и черноморском регионе необходимо периодически возвращаться к тематике, затронутой в докладе, актуализировать и расширять аналитику, в том числе с подключением представителей аграрного бизнеса.
C докладом можно ознакомиться по ссылке.