25 октября Минприроды России сообщило, что распоряжением Правительства РФ №2909 утверждена новая редакция Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Перечень необходим для нормирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По поручению Президента РФ Минприроды России на основании предложений Росгидромета, Росприроднадзора и Роспотребнадзора с учетом научных проработок и правоприменительной практики актуализировало Перечень для повышения эффективности экологического контроля и улучшения качества окружающей среды. В ходе его подготовки проведена большая работа по анализу разрешительных документов, информации о поставленных на госучет, объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также методик определения загрязняющих веществ.
Перечень сформирован с учетом необходимости контроля тех веществ, которые имеются в сбросах и выбросах предприятий, но у государства не было полномочий по их регулированию. В основном это те загрязняющие вещества, которые являются приоритетными в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух», маркерные вещества из информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям и наиболее часто встречающиеся в инвентаризации самих предприятий.
В обновлённый Перечень добавлено 79 веществ, загрязняющих воздух, водные объекты и почвы. Среди 38 веществ, которыми дополнен раздел «Для атмосферного воздуха» – углерод (сажа), тяжёлые металлы и их соединения (бериллий, цинк, барий), гидроксид натрия, хлорвинил, абразивная и асбестосодержащая пыль, смолистые вещества в составе выбросов производства алюминия, а также тиолы. Раздел «Для водных объектов» дополняется 17 веществами, а раздел «Для почв» – 24 веществами. В перечни радионуклидов изменения не вносились. Кроме того, установлено понятие «взвешенные вещества», которое разные природопользователи трактовали отлично друг от друга, что несомненно окажет положительное влияние как на госорганы, так и на сами предприятия. Введение мер госрегулирования для новых веществ будет поэтапным, с учётом сроков получения предприятиями природоохранных разрешительных документов, комплексных экологических разрешений (КЭР), чтобы в том числе придать стимул их своевременному получению.