2 февраля в Федеральном научном агроинженерном центре «ВИМ» первый зампредседателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин провел выездное совещание на тему «О нормативно-правовом регулировании в сфере использования органических удобрений для повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и обращения побочных продуктов животноводства».
Мероприятие состоялось во исполнение положений Федерального закона «О парламентском контроле» от 7 мая 2013 г. №77-ФЗ, а также соответствии с п. 4.61 Плана мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2023.
К участию в совещании были приглашены замминистра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин, замруководителя Россельхознадзора Антон Кармазин, члены СФ представители региональных органов государственной власти, организаций и отраслевых союзов. От Аграрного центра МГУ в совещании принял участие заместитель директора проф. Дмитрий Хомяков.
Принятие федерального закона от 14 июля 2022 г. №248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет важное стратегическое значение, а именно закрепляет за побочными продуктами животноводства статус ценного ресурса для приготовления и использования органических удобрений.
Еще в 2015 г. российские сельхозтоваропроизводители столкнулись с проблемой неоднозначного толкования законодательства об отходах производства и потребления применительно к продуктам животноводства (навоза и помета), а также с проблемой реализации и использования продуктов животноводства.
Обращение с навозом и пометом одновременно регулировалось санитарным, ветеринарным законодательством, законодательством об обращении с отходами производства и потребления и законодательством, устанавливающим требования к обращению с пестицидами и агрохимикатами, что создавало правовую неопределённость при определении статуса навоза и помета и требований к обращению с ними.
Указанная ситуация приводила к формированию неоднозначной правоприменительной и судебной практики, что в свою очередь затрудняло эффективное ведение сельского хозяйства, создавало административные и финансовые риски для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отсутствие четких «правил игры» приводило к предъявлению к сельскохозяйственным товаропроизводителям требований, влекущих банкротство.
Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных являются ценнейшим ресурсом для поддержания плодородия почвы и получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Технология использования навоза и помета для целей улучшения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения является неотделимым, исторически сложившимся и экономически обоснованным элементом в неразрывном цикле ведения сельского хозяйства.
По имеющимся данным сегодня уже более 60% предприятий отраслей свиноводства и птицеводства полностью перерабатывают продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных в органические удобрения. И такая положительная динамика будет проявляться все ярче.
Закон о побочных продуктах животноводства вступает в силу с 1 марта 2023 года, однако формирование целостной системы нормативно-правового регулирования новой для России отрасли обращения побочных продуктов животноводства все еще не завершено.
Письмом Минсельхоза России от 27.01.2023 №24/198 «О направлении пояснений на вопросы и предложения в отношении реализации положений Федерального закона от 14.07.2022 №248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» рассмотрены вопросы о применении закона о побочных продуктах животноводства и даны ответы: как рассчитать объем побочных продуктов животноводства; в каком формате указывается дата образования побочных продуктов животноводства; как правильно оформить объемы побочных продуктов животноводства, которые остались на хранении; что понимается под обособленным подразделением и др.
Участники совещания обратили внимание, что для обеспечения достижения цели закона и развития экологически ориентированного сельскохозяйственного производства необходимо обратить внимание, в том числе, на решение следующих задач:
- Создание системы мониторинга, оценки и координации использования органических удобрений на основе современных цифровых технологий;
- Внедрение современных технологий и технических средств подготовки и использования органических удобрений (НДТ);
- Разработка и принятие целевой программы и финансовых инструментов поддержки освоения эффективных экологически безопасных технологий и технических средств подготовки и использования органических удобрений;
- Актуализация нормативно-технической базы для проектирования и внедрения современных экологически безопасных технологий и технических средств переработки побочных продуктов и их использования в качестве органических удобрений;
- Внедрение отраслевых стандартов для организации производственного и экологического контроля на уровне предприятий.