15 июня опубликовано интервью вице-премьера Виктории Абрамченко корреспондентам РБК, посвященное продовольственной и экологической безопасности.
Отвечая на вопрос о реальности угрозы мирового продовольственного кризиса и роли России в этом, Виктория Абрамченко, в частности, ответила: «Кризис на рынке продовольствия случился не в этом году. Это затяжная история, которая началась еще в пандемию, в 2020-м. Тогда мы в первый раз столкнулись с тем, что количество продовольствия на мировом рынке сократилось, а логистические цепочки существенно изменились. Например, китайские порты из-за связанных с борьбой с коронавирусом ограничений перестали принимать российскую рыбу, и мы вынуждены были направить ее другим потребителям, это было сложно. В Европе большинство мелких фермеров перестали производить то продовольствие, которое производили обычно. В этом тоже нужно обвинять Россию? Очевидный ответ – нет.
Из-за пандемии сокращалось не только предложение на рынке продовольствия, но и продовольствие существенно выросло в цене. ... Потому что западные страны накачали деньгами мировую экономику, чтобы поддержать население в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией, и запустили инфляционную спираль.
Санкции, которые были введены в отношении России в 2022 г., накладываются на проблемы, которые остались после пандемии, в том числе с логистикой. Фактически против России введена морская и авиационная блокада. Сегодня наши корабли не могут зайти в европейские порты и испольазовать услуги по бункеровке. Все наши экспортеры вынуждены искать новые логистические маршруты. Это Российская Федерация придумала? Ответ – нет.
США и Евросоюз, заявляя, что они не будут чинить никаких препятствий мировому рынку продовольствия, ввели санкции в отношении России и нарушили таким бездумным образом привычный ход вещей в мировой экономике. А Россия остается ответственным партнером для стран, которые потребляют наше зерно, подсолнечное масло, рыбу и другие продовольственные товары. Мы открыты для наших партнеров и преодолеваем сложности с транспортировкой всей линейки нашего продовольствия, с оплатой за эту продукцию, со страхованием грузов. Но тут нам нужна помощь. И поэтому господин Гутерриш принимает активное участие в выработке международных правовых инструментов, чтобы нивелировать риски для мирового продовольственного рынка из-за санкций против России и избежать той самой угрозы голода, которая действительно существует для беднейших стран. В мире около 300 млн человек находятся в зоне риска из-за голода».
Ответила вице-премьер и на вопрос, который больше всего волнует население – обсуждаются ли сейчас в правительстве какие-то новые, дополнительные варианты регулирования цен. Как отметила Виктория Абрамченко:
«Нам нужна отдельная программа по овощам с точки зрения системных мер правительства. Мы договорились, что, во-первых, увеличиваем посевные, а также упаковываем меры поддержки адресные по овощам в отдельный федеральный проект «по развитию отраслей картофелеводства и овощеводства» – он сейчас уже заканчивает свое межведомственное согласование, будет внесен в правительство и утвержден в виде правительственной программы. Правила предоставления субсидий по этому проекту уже в апреле утвердил Михаил Мишустин. Второе, что мы делаем, – действуем в рамках мер таможенно-тарифного регулирования. Как, например, была история с сахаром. Приняли решение, что из-за ажиотажного спроса нам нужно сохранить запас сахара, который был произведен в предыдущий сезон в стране, до нового урожая.
И вот эти системные решения правительства позволили продовольственную инфляцию обуздать. Сейчас у нас тенденция снижения цен у производителей. Например, птица, свинина, яйца – отрицательная динамика. Что касается торговых сетей, мы коллегам дали четкий и ясный сигнал, что не нужно устанавливать высокие торговые наценки на социально значимые товары. В результате Министерство сельского хозяйства, ФАС, Минпромторг и торговые сети договорились об этом. Договоренности в основном соблюдают федеральные торговые сети, до несетевых и магазинов «у дома», конечно, мы дотянуться не можем».
Интервью в основном (более чем на 3/4) было посвящено вопросам продовольственной безопасности. Остальные вопросы касались в первую очередь экологической повестки, но были затронуты и вопросы климатической повестки – подготовки и утверждения ФОИВ и регионами планов адаптации к изменениям климата. Как отметила Виктория Абрамченко, 10 федеральных планов уже утверждены. Региональные должны быть приняты до конца года, но уже в семи субъектах РФ они утверждены (Республика Крым, Курская, Кемеровская, Волгоградская, Вологодская, Белгородская и Пензенская области).
Отвечая на вопрос корреспондента: «Согласны ли вы с тем, что в ситуации беспрецедентного санкционного давления экологические цели уходят на второй план, а в приоритет – сохранение производств и рабочих мест?», зампред Правительства отметила: «Для Европы, наверно, действительно да, наступают такие не очень «зеленые» времена. ... В России мы все программы, которые были внутри нацпроекта «Экология», сохранили и продолжаем финансировать. В том числе недавно скорректировали постановление № 1600, где предусмотрены региональные меры поддержки в рамках проекта «Чистый воздух», – это субсидирование перехода частных домовладений с угольного отопления на газ или электричество».
Как подчеркнула В. Абрамченко: «Комфортная и безопасная среда для жизни с точки зрения экологии будет актуальна всегда», отметив при этом, что: «Климатическая повестка сейчас … ушла в тень, а экологические вызовы – они остались».