25 января пресс-служба Минэкологии сообщила о том, что на очередном пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Узбекистана одобрен Закон «Об экологической экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценке».
Правовая основа для проведения экологической экспертизы в Узбекистане регулируется Законом «Об экологической экспертизе», принятым в 2000 году. Однако отсутствие юридических определений ключевых понятий, международных стандартов, а также чёткого указания прав и обязанностей участников процесса негативно сказывается на эффективности деятельности в данной сфере.
Для обеспечения прозрачности и открытости в сфере экологической экспертизы были изучены системы экологической экспертизы США, Японии, Сингапура, Турции, России, Грузии и Беларуси. Кроме того, были учтены рекомендации Всемирного банка, ООН, ЕЭК, ОБСЕ, экспертов-консультантов частного сектора, а также требования Протокола о стратегической экологической оценке Орхусской и Эспо конвенций. На основе этого в Закон «Об экологической экспертизе» внесены изменения и дополнения, представленные в новой редакции.
Основные положения новой редакции закона
- Создание единой автоматизированной информационной системы для оценки воздействия на окружающую среду на основе принципов «электронного правительства». Это позволит субъектам предпринимательства подавать материалы для экологической экспертизы и получать заключения в онлайн-формате.
- Введение института стратегической экологической оценки в соответствии с международной практикой. Это позволит проводить экологическую оценку стратегических документов, таких как государственные программы, концепции и градостроительная документация, с целью предотвращения возможных экологических последствий.
- Создание постоянно действующего Совета экспертов. Он обеспечит объективность и обоснованность государственных экологических экспертиз, рассмотрение обращений, а также решение проблемных и спорных вопросов в процессе экспертизы. Это повысит прозрачность экспертных заключений.
- Классификация объектов экологической экспертизы на три категории в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду. В результате объекты четвёртой категории с локальным воздействием будут исключены из перечня, что снизит бюрократические барьеры, а также сократит время и расходы малых предпринимательских субъектов.
- Пересмотр сроков проведения экологической экспертизы. Это создаст дополнительные удобства для субъектов предпринимательства.
- Введение квалификационных сертификатов для проектных организаций и формирование их рейтинга. Это предотвратит подготовку низкокачественных документов, не соответствующих экологическим нормам, сократит временные и финансовые затраты предпринимателей, а также повысит ответственность проектных организаций.
- В процесс оценки воздействия на окружающую среду вводятся нормы, направленные на широкое привлечение общественности, в частности, предусматривается порядок проведения общественной экологической экспертизы и общественных слушаний.
Закон обеспечивает права граждан на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о её состоянии, а также создает правовые основы для вынесения проектов градостроительных документов на общественное обсуждение. Кроме того, он способствует повышению ответственности участников института государственной экологической экспертизы, в том числе экологов-экспертов, а также улучшению качества документов по оценке воздействия на окружающую среду и проектов экологических нормативов, предоставляемых на государственную экологическую экспертизу.