В преддверии Конференции сторон (COP28) Рамочной конвенции ООН (РКИК ООН) по изменению климата Cabar.asia опубликовалообзор региональной климатической политики Центральная Азия на COP28.
Центральная Азия, как регион уязвимый к последствиям изменения климата, должен принять активное участие в этих глобальных переговорах по климатической политике. Основной фокус региона должен заключаться в совместном продвижении обязательств по сокращению выбросов, достижению углеродной нейтральности, а также по доступу региона к климатическому финансированию. Однако, странам необходимо повысить потенциал в реализации климатических обещаний и реструктуризации институциональных механизмов для перехода на зеленую экономику.
Центральная Азия борется с неблагоприятными последствиями изменения климата, включая повышение температуры, экстремальные погодные явления и воздействие на такие важные секторы экономики, как водные ресурсы, энергетика и сельское хозяйство. Принимая во внимание трансраничный характер климатических рисков, данный процесс является одним из чувствительных вопросов безопасности.Экономический ущерб от засух и наводнений в Центральной Азии, по прогнозам Всемирного Банка, составит до 1,3% ВВП в год, а урожайность сельскохозяйственных культур, как ожидается, снизится на 30% к 2050 году, что приведет к появлению около 5,1 миллиона внутренних климатических мигрантов к 2050 году. С учетом прогнозов и текущих вызовов следует признать, что климатические проблемы окажут воздействие на все приоритетные секторы Центральной Азии и могут стать потенциальным источником конфликтов, включая трансграничные водные ресурсы, энергетическую политику и экономические взаимоотношения. В связи с этим, необходимы не только эффективные национальные меры, но и региональная интеграция для решения этих проблем. Однако, региональной интеграции в практическом плане на данный момент недостаточно.
Страны Центральной Азии являются участниками Парижского соглашения и участвуют в климатических процессах на национальном уровнях с 2016 года. Центральная Азия входит в группу уязвимых стран, так как углеродный след Центральной Азии невелик и составляет менее 1% мировых выбросов.Однако, выбросы на душу населения высоки, особенно в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, 40% от общих выбросов приходится на энергетический и сельскохозяйственный секторы. Производство электроэнергии в основном основано на ископаемом топливе и на него приходится наибольшая доля выбросов. В Кыргызстане и в Таджикистане наибольший вклад в выбросы вносит сельское хозяйство.
Все страны региона обязались сократить выбросы углекислого газа в рамках Парижского соглашения и представили определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ), то есть план действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата. Каждая сторона Парижского соглашения должна разработать ОНУВ и обновлять его каждые пять лет.
Так, Казахстан обязуется к 2030 году сократить выбросы на 15% от уровня 1990 года, и на 25% при международной поддержке. Однако, по официальным заявлениям, на сегодняшний день выбросы уже превысили уровень 1990 года. К 2060, страна намеревается достичь углеродной нейтральности.
Согласно ОНУВ от 2021 года, к 2030 году Кыргызстан обязуется сократить выбросы парниковых газов на 15,97% и на 43,62% при международной поддержке. В 2021 году Президент Кыргызстана СадырЖапаров заявлял, что к 2050 году страна постарается достичь углеродной нейтральности, в первую очередь, через развитие гидроэлектростанций.
Важно отметить, что Таджикистан определила целевой предел выбросов в своем первоначальном ОНУВ: “безусловной целью было ограничение выбросов от 80 до 90% выбросов парниковых газов на уровне 1990 года, а условной целью было ограничение выбросов от 65 до 75% выбросов парниковых газов на уровне 1990 года”.
В 2021 году Узбекистан повысил свои количественные обязательства по Парижскому соглашению (ОНУВ) и намерен снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года, вместо предусмотренных ранее 10%.
ОНУВ Туркменистана ставит амбициозную цель ‒ сократить свои выбросы парниковых газов в 2030 году на 20% относительно уровня выбросов 2010 года (66 400 Гг. (CO2-экв.).
Первоначальный этап, связанный с предоставлением обещаний и обязательств, представляет собой важный и позитивный шаг в продвижении климатической повестки. Тем не менее, для дальнейшего успеха необходимо активно переходить к внедрению эффективной системы мониторинга и прогнозирования данных обещаний, а также разработке подробного плана реализации.
Приоритеты адаптации все чаще отражаются в правовой базе стран Центральной Азии.
Новый экологический закон Казахстана устанавливает приоритеты адаптации. Кыргызстан принимает законы и программы по развитию уязвимых к изменению климата горных экосистем, по развитию возобновляемой и эффективной энергетики и разрабатывает национальный план действий по адаптации к изменению климата.
Новая стратегия адаптации и зеленого развития Таджикистана требует многосекторального подхода, направленного на энергетику, водные ресурсы, сельское хозяйство, промышленность и строительство.
Узбекистан принял низкоуглеродную энергетическую стратегию и разрабатывает адаптационный план с упором на ирригацию, сельскохозяйственные цепочки и зеленую энергетику.
Однако, сосредотачивая усилия на разработке своих комплексных стратегий адаптации к изменению климата, регион сталкивается с вызовами, связанными с уязвимостью подходов. Низкая осведомленность о климатических изменениях, ограниченность данных, отсутствие соответствующих политических и законодательных механизмов, а также дефицит финансирования представляют собой значительные препятствия на пути успешной реализации адаптационных стратегий.
По опыту прошлых Конференций сторон, Центральная Азия не выступает одним регионом в переговорных процессах по изменению климата как Африканские страны или страны Южной Азии. Однако, есть позитивная тенденция в виде проведения сессий в павильоне Центральной Азии и в подготовке региональной позиции, которая еще не опубликована, но вероятно будет нести формальную позицию стран в отношении горной повестки, водных ресурсов, и энергетики. Практических документов и региональных инструментов по климатической позиции у региона нет. Страны принимают участие от имени своих стран и ведут свои национальные переговорные процессы.