3 апреля на площадке РАН прошел круглый стол в рамках XXII Международного Макаренковского форума по теме «Школы-хозяйства, агрошколы и агроклассы как система подготовки научных и производственных кадров для сельского хозяйства России», организованный АНО «Народное образование», Ассоциацией содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол России при участии РАН и ТПП РФ.
В мероприятии приняли участие представители Комитета Госдумы по аграрным вопросам, Комитета СФ по науке, образованию и культуре, Минсельхоза, Минтруда, РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева и др. образовательных и производственных учреждений.
С приветственным словом выступил вице-президент РАН, академик РАН Николай Долгушкин. Он подчеркнул, что текущее заседание посвящено особо актуальной теме подготовки кадров в сельских школах и для сельской местности, а также сокращению кадрового дефицита в отраслях российской экономики. По его словам, необходимо со школы проводить раннюю профессиональную профориентацию детей и уделять этой работе самое пристальное внимание. «Академия наук заинтересована, чтобы выпускники школ были ориентированы на научно-исследовательскую работу. Шефство научных организаций, научного сообщества над школами, в том числе и над агрошколами, агроклассами, несомненно, должно присутствовать. Нужно коллективно подумать над этим вопросом», – сказал Николай Долгушкин.
Модератор круглого стола заместитель президента РАН, академик Пётр Чекмарев подчеркнул, что участники дискуссии действительно заинтересованы в развитии агросистемы страны, образовательных учреждений с инфраструктурой хозяйствования, производства и агростатуса.
Главный редактор журнала «Народное образование», член Экспертного совета Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Шишмакова отметила, что необходимо найти эффективные средства для ответа на стоящие перед развитием сельских территорий страны вызовами. Среди них – повышение престижа агрообразования, формирование прочных связей науки и практической реализации результатов исследований, подготовка квалифицированных кадров на селе, повышение ценности и значимости профессий труда.
Региональную модель агрокластера в Хабаровском крае представил зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре, сенатор Андрей Базилевский.
В свою очередь, директор ФНЦ овощеводства, академик РАН Алексей Солдатенко рассказал о передовом опыте работы с агроклассами Московской области, а также об участии в реализации ряда проектов: «Волонтёр-натуралист», Всероссийский конкурс «Юные тимирязевцы», Всероссийский чемпионат профмастерства и другие.
Кроме того, с докладом выступил директор НИИПЗК им. В.А. Афанасьева, чл.-корр. РАН Глеб Косовский. Он озвучил перспективы взаимодействия агрошкол и агроклассов с институтом кролиководства и звероводства и предложил, чтобы каждая сельская школа имела свою мини кроликоферму.
В ходе круглого стола учёные, производственники и представители эффективных практик обсудили основные принципы и характеристики системы подготовки научных и производственных кадров для сельского хозяйства России с опорой на расширяющееся движение школ-хозяйств и агрошкол, выявлены проблемы сельских школ, варианты и пути их решения, приоритеты в воспитании подрастающего поколения, представлены возможности интернет-технологии для развития агроклассов и цифровизации АПК, новые инновационные решения и патенты юных изобретателей, интернет-порталы для подготовки образовательной и организации досуговой деятельности.