Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Новости
  • Предложения по достижению национальной цели «Экологическое благополучие»
Последние новости
  • Консультации по Меморандуму РФ и ООН о сельхозэкспорте
    Консультации по Меморандуму РФ и ООН о сельхозэкспорте
  • Эффективность, конкурентоспособность и устойчивость АПК
    Эффективность, конкурентоспособность и устойчивость АПК
  • Агроволга 2025
    Агроволга 2025
  • 30 мая 2024
  • Новости
  • Kremlin.ru

Предложения по достижению национальной цели «Экологическое благополучие»

Предложения по достижению национальной цели «Экологическое благополучие»

29 мая Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Госсовета по направлениям социально-экономического развития страны.

Выступивший на заседании Совета губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, который возглавляет комиссию Госсовета по направлению «Экология и природные ресурсы», озвучил пять предложений насчёт достижения национальной цели «Экологическое благополучие»:

Первая задача – формирование экономики замкнутого цикла. Мы поддерживаем продолжение мероприятий, которые в нацпроекте «Экология» реализуются в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Но, поскольку теперь нужно обеспечить вовлечение в оборот в качестве вторресурсов и сырья не менее 25% всех отходов производства и потребления – не только ТКО, требуются дополнительные меры для формирования устойчивого спроса на продукцию переработки. Необходимо, чтобы экосбор (который, к слову, не пересчитывался с 2017 года и сегодня, конечно, требует актуализации) был источником финансирования и создания мощностей по утилизации.

Также к предложениям в этой части относятся: запрос на регулирование сфер обращения с отходами строительства и другими отходами третьего и пятого классов опасности, с определением порядка, аналогично работающего по ТКО; возможность отнесения компостирования ТКО к регулируемым видам деятельности; расширение применения вторсырья для госнужд. Здесь мы отмечаем, что все министерства должны быть вовлечены в выполнение этого показателя, не только профильные.

Следующая задача – снижение в два раза выбросов в атмосферу. Мы поддерживаем продление реализации федпроекта «Чистый воздух». Дополнительно предлагаем предусмотреть на законодательном уровне возможность регионам, которые не включены в реализацию эксперимента по квотированию, присоединиться к этому эксперименту. Со всеми задачами связана цель – комплексная система экомониторинга. Мы очень ратовали за то, что появился такой федпроект, но его ценность зависит от полноты, достоверности информации, от количества данных.

А значит, нужно развивать наблюдательную сеть. Здесь мы предлагаем донастроить регулирование в части верификации данных территориальных систем наблюдения, прежде всего мобильных малогабаритных станций и возможности привлечения к ответственности на основе их информации, а также создать экономические условия, для того чтобы предприятия выбирали платить не по нормативам, а по фактическим сбросам и выбросам, то есть ставили датчики.

Задача по ликвидации 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Работа будет вестись в рамках федпроектов «Генеральная уборка», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности», будет обеспечена преемственность мероприятий, реализуемых сегодня.

При этом отдельно главы регионов поднимали вопрос о необходимости зачисления 100% платежей за негативное воздействие на окружающую среду в региональные бюджеты. Сейчас, я напомню, 60% этих средств поступает на муниципальный уровень. Это предложение также поддержано.

Задача по снижению в два раза объёма неочищенных сточных вод и сохранению озера Байкал. Здесь наши предложения также в основном регуляторные. Федпроектов по данному направлению было три, сейчас предлагается сделать два, но тоже будет обеспечена преемственность мероприятий. При этом регуляторные предложения связаны с тем, что невозможно одномоментно привести в нормативное состояние очистные сооружения всех водоканалов, у которых износ оборудования в ряде случаев достигает 90 %.

Поэтому, чтобы предотвратить иски банкротства государственных и муниципальных предприятий, бесконтрольного перераспределения средств вне показателей нацпроектов через иски о возмещении вреда, мы предполагаем изменить подход к контрольной деятельности в этой части. Также нужно больше экономических инструментов обеспечения инвестиций в модернизацию оборудования водоканалов в малых городах, например, льготный лизинг.

Если говорить про источники финансирования модернизации, мы всё время с коллегами говорим про тарифы. Понятно, что мы не можем перекладывать все инвестиционные расходы на население, но мы поддерживаем позицию, чтобы регионам было дано право устанавливать обоснованный уровень оплаты услуг ЖКХ в случаях строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, очистных сооружений, в частности, хотя бы для компенсации возрастающих затрат на их эксплуатацию.

Сохранение лесов и биоразнообразия, развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма. Как и все предыдущие, эта задача не является новой. Вместе с комиссией по туризму мы включили предложение по развитию экологического туризма, в частности по вопросу создания туристской инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности отрасли, а также по вопросу ликвидации несанкционированных свалок на особо охраняемых природных территориях и совершенствования обращения отходов на таких территориях.

Наконец, сквозное предложение для всех нацпроектов, которое коррелируется с наццелью, – устойчивая и динамичная экономика. Мы сформулировали несколько принципов экологически ответственной экономики, в частности ресурсная эффективность, производство долговечных вещей, отказ от неперерабатываемых материалов, программа адаптации к изменениям климата и другие. Считаем, что во многих нацпроектах должны появиться показатели, отражающие в том числе и экологическую эффективность реализуемых мероприятий.

 

Может быть интересно
  • Всероссийское совещание с ректорами аграрных вузов
    Всероссийское совещание с ректорами аграрных вузов
  • Типовой план по управлению пастбищами Казахстана
    Типовой план по управлению пастбищами Казахстана
  • Феромоны для привлечения пчел
    Феромоны для привлечения пчел
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова