20 октября в Госдуме состоялось расширенное заседание Подкомитета по научно-технической политике, цифровизации, эпидемиологическому благополучию, органическому и экологическому сельскому хозяйству в формате круглого стола. Основная обсуждаемая тема - «Страхование рисков в сельском хозяйстве. Система агрострахования и современные методы мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий».
В мероприятии приняли участие председатель Комитета СФ Алексей Майоров, член аграрного Комитета Госдумы Сергей Лисовский, президент «Национального союза агростраховщиков» Корней Биджов, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский и др.
В 2022 г. в области растениеводства застраховано 4,492 тыс га или 5,7% от всей посевной площади в России. Страховая сумма и начисленная премия по принятым на субсидирование в этом году договорам страхования в сфере растениеводства составили 169 619, 2 млн рублей и 4 838,9 млн рублей соответственно. В области животноводства застраховано 78 99,5 тыс. усл. голов или 26,9% от общего поголовья сельскохозяйственных животных в РФ. Страховая сумма и начисленная премия по договорам страхования в области животноводства составили 201 153,3 млн рублей и 1 961,2 млн рублей соответственно.
На совещании неоднократно было озвучено, что Минсельхоз России внедряет стимулирующие методы в мотивацию на страховании сельхозтоваропроизводителей. Так, в предоставлении субсидий по многим направлениям, в том числе по молочному животноводству. Сельхозтоваропроизводители, застраховавшие посевы и животных, получают повышенный размер субсидий. С 01.01.2022 субсидирование от реализации 1 тонны зерновых с учетом страхования составит 100% от установленной выплаты на тонну реализованной продукции, без учета 70%, с 2024 г. без страхования – только 50%.
В ходе круглого стола Сергей Лисовский сообщил, что Комитет Госдумы по аграрным вопросам предлагает реформировать систему агрострахования в России, используя при этом государственную поддержку. «Мы предлагаем создать реальную систему государственного агрострахования, которая защищает крестьян от рисков, потерь урожая и поголовья животных. Для создания работающего механизма агрострахования требуется государственная поддержка. В текущей конфигурации страховщики используют ее для получения государственных денег, через крестьян, не выполняя функцию реального снижения рисков для сельского хозяйства», – отметил Сергей Лисовский. Согласно его оценкам, в России нет крупных агростраховщиков, которые способны страховать серьезные сельскохозяйственные риски. При этом сама отрасль является высокорисковой. «Это связано с тем, что многое зависит от климатических условий, которые плохо прогнозируются. Можно все сделать правильно: обработать поля, купить хорошие семена, но придет засуха или ударят морозы – и урожай будет слабый», – подчеркнул депутат.
По его словам, во всем мире агрострахование начинается с мощного государственного агростраховщика либо государственного перестраховщика, который в случае ЧС помогает страховым компаниям выплатить все по страховым случаям и погасить их убытки. Иными словами, перестраховщик снижает стоимость риска для всей системы. После развития агрострахования в стране государство постепенно может уйти. «Минфин отдалился от идеи государственного агрострахования. Стоимость риска высокая, поэтому агростраховщики предлагают невыгодные для аграриев условия. Сейчас правительство пытается стимулировать сельхозпроизводителей страховаться через привязку к предоставлению субсидий. При этом страховщики предлагают страховать неактуальные для сельхозпроизводителей риски по стоимости, не компенсирующие возможные убытки», – отметил Сергей Лисовский.
Следует отметить, что в настоящее время в связи со сменой климата необходимо пересмотреть критерии опасных погодных явлений. Так, в настоящее время во многих субъектах РФ фермеры не могут убрать урожай и провести посевы озимых культур из-за сильного переувлажнения почвы. При этом причины данного переувлажнения не фиксируются как опасные природные явления.