Вероятность начала в Центральной Азии масштабных и разрушительных гидроконфликтов, которые являются подвидом так называемых климатических войн, сегодня очень велика. Споры о климатической и экологической ответственности сильно осложняют региональный диалог. Основой для выхода из сложившейся ситуации могут послужить геополитические решения.
В Центральной Азии сейчас проживает около 75 млн человек. В 2022 и 2023 гг. все они столкнулись с угрозой масштабного кризиса в сфере энергетики и обеспечения пресной водой. Нехватка воды – не только результат климатических изменений, но и следствие устаревшей системы гидроэнергетики с её сезонными сбросами воды. С одной стороны, старые, ещё советской постройки коммуникации отживают последние годы, с другой – существуют ожидания того, что их заменят на новые и что проекты будут современными, отражающими самые последние достижения науки и техники. Очевидно, что лидером здесь может стать Россия, по всему миру продвигающая инициативы в сфере атомной энергетики, в т.ч. проекты малых АЭС.
Главное преимущество выбора в пользу строительства АЭС, состоит в том, что это позволит избежать ловушек нового гидравлического общества, базирующегося на доминировании ГЭС и дисбалансе спуска воды. Гидравлическое общество – термин Карла Виттфогеля, одного из самых влиятельных гуманитариев второй половины ХХ века которым он описал неравенство доступа к ресурсам и деспотическую гегемонию в древних обществах Азии. Гидравлические общества есть и сейчас – доступ к воде определяет неравенство между странами и регионами. Новые, равно как и старые, гидравлические общества, основанные на монопольном контроле спуска воды, несут в себе угрозу гидроконфликтов. И актуальность именно этого вида столкновений постоянно растёт.
Успешный опыт сотрудничества «Атомстройэкспорта» (предприятие российской ГК «Росатом») с «Белэнерго» в деле строительства Белорусской АЭС, а также пример сотрудничества России и Турции в области строительства АЭС «Аккую» вызвали интерес в странах Центральной Азии. Они, в сущности, в очередной раз подтвердили высокий потенциал России в сфере продвижения перспективных проектов в области атомной энергетики. Для Центральной Азии это может лечь в основу водосберегающих технологий. Так энергетика региона перейдёт на новый уровень развития. Для России же продвижение подобных проектов может стать ещё одной важной инфраструктурной стратегией, которая позволит укрепить позиции в этой части Азии. Эти инициативы позволят вывести на новый уровень добычу урана, что, в свою очередь, может быть позитивным примером для Монголии, которая сейчас активно продвигает гидроэнергетику. Это не единственный подобный случай, на самом деле можно привести десятки подобных примеров. Но важнее не их перечисление, а проблема разработки геополитических решений, позволяющих преодолеть надвигающийся кризис в сфере энергетики и обеспечения пресной водой.
Киргизия накапливает воду в летний период, в то время как она необходима для сельского хозяйства Узбекистана и Казахстана. Зимой же Киргизия проводит спуск воды для выработки электроэнергии. В итоге и Узбекистан, и Казахстан вынуждены копить воду в зимний период. Работа атомных реакторов позволила бы избежать подобного дисбаланса в гидродефицитных регионах Центральной Азии.
Сложившаяся дилемма между потребностью в воде как в источнике энергии и потребностью в воде как в ресурсе для орошения сельхозугодий может постепенно перерасти в конфликт с непредсказуемыми последствиями.
Вероятность начала в Центральной Азии подобных масштабных и разрушительных гидроконфликтов, которые являются подвидом так называемых климатических войн, сегодня очень велика. Споры о климатической и экологической ответственности сильно осложняют региональный диалог. Основой для выхода из сложившейся ситуации могут послужить геополитические решения.
Речь идёт о евразийской геополитической парадигме. С опорой на неё мы предлагаем смоделировать ситуацию, при которой возможно создание Евразийского атомного консорциума (ЕАК). Данный консорциум может быть организован только при деятельном участии России, заинтересованной в продвижении своих интересов в Центральной Азии. Фактически именно консорциум позволит заново связать страны региона единой идеей и единым пространством энергетических сетей, в очередной раз подтвердив статус России как энергетической сверхдержавы. Данный проект в перспективе может успешно сопрягаться с китайской стратегией «Зелёный шёлковый путь». В сущности, мы говорим о фундаменте для Большого евразийского партнёрства. Развитие ЕАК позволит заложить основы для перехода к зелёной экономике и к снижению выбросов СО2. Это станет возможным благодаря отказу от использования угля в период отопительного сезона. Необходимость таких мер возрастает на фоне погодных аномалий: в январе 2023 года в Узбекистане наблюдалось аномальное похолодание. Температура опускалась до ‑17 ночью, и ‑8 днём.
В 2023 году в ответ на экономические и климатические кризисные изменения был создан «газовый союз» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Комментируя его развитие, президент России Владимир Путин отметил: «Речь идёт о крупнейшем трёхстороннем энергетическом проекте, для реализации которого используется газопровод Средняя Азия – Центр, построенный ещё в 60-е годы. <...> Теперь же данная магистраль заработает в реверсном режиме и будет надёжно обеспечивать динамично растущую экономику Узбекистана и отчасти Казахстана: Казахстан развивается быстрыми темпами и тоже нуждается в дополнительных энергетических ресурсах». Вне всяких сомнений появление этого союза стало важным шагом развития региона в низкоуглеродном направлении. Но важно не забывать и о совершенствовании водосберегающих технологий. Опора на атомную энергетику, на наш взгляд, отвечает этим задачам.
В свою очередь, в МАГАТЭ отмечают, что использование ядерной энергии может смягчить последствия изменения климата в некоторых странах. На сайте МАГАТЭ отмечается, что «производство электроэнергии на АЭС способствовало стабилизации глобальной динамики выбросов CO2 в 2019 году на уровне 33 гигатонн». Атомная энергетика в данной ситуации может выступать инструментом для исправления не только климатической, но и гидрологической ситуации. Однако строительство АЭС требует большого количества уранового сырья, которое добывается регионе ещё со времён СССР. Казахстан и Узбекистан сейчас находятся в списке мировых лидеров в области добычи урана, обе страны входят в пятёрку по объёмам добываемой руды.
Тем не менее зависимость от гидравлических сооружений пусть в меньшей степени, но всё же продолжит определять геополитику. Как и тысячи лет назад, преодолеть эту зависимость будет достаточно трудно, особенно в условиях дефицита воды. Проблема доступа к водным ресурсам в Центрально-Азиатском регионе, скорее всего, потребует особых решений, описание которых – тема для новой статьи. Мы разбираем лишь энергетический баланс, которого могут достигнуть страны ЕАЭС, опираясь на Евразийский атомный консорциум. Благодаря ему удастся значительно снизить риск конфликтов из-за доступа к воде.
Развитие атомной энергетики в Центральной Азии в условиях отказа от угольных ТЭЦ поможет не только снизить объём выбросов СО2, но и благодаря возврату к системе летнего спуска воды обеспечит продовольственную безопасность.
Путь к атомному консорциуму видится непростым, особенно с учётом геополитических рисков в Центральной Азии. Речь идёт не только об угрозах войн или распространения экстремизма, но и о политической нестабильности региональных режимов. Однако само решение о создании консорциума не предполагает одномоментного перехода региона к атомной энергетике. Скорее всего, впереди достаточно длительный период по нивелированию геополитических рисков на уровне дипломатии, в том числе дипломатии атомной энергетики, предполагающей диалог с МАГАТЭ.
Таким образом, идеи, сформулированные в данной статье, – это всего лишь попытка предложить выход из системы гидравлической зависимости для огромного и богатого ресурсами региона. Это дискуссия о потенциале атомного консорциума вместе с критикой гирдроцентричной энергетики. Такой подход определил обращение к идеям К. Виттфогеля, которые могут быть справедливы лишь применительно к анализу ирригационного детерминизма в политике. Вне всяких сомнений, возможны и другие гибридные решения обеспечения водного баланса, продовольственной безопасности, равно как и энергетической стабильности.