Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Новости
  • Проект Концепции кластерной политики в АПК Кыргызстана
Последние новости
  • Михаил Мишустин поздравил российских экологов с профессиональным праздником
    Михаил Мишустин поздравил российских экологов с профессиональным праздником
  • Дмитрий Патрушев поздравил экологов с профессиональным праздником
    Дмитрий Патрушев поздравил экологов с профессиональным праздником
  • Туркменистан, Узбекистан и Казахстан усилят охрану природы на плато Устюрт
    Туркменистан, Узбекистан и Казахстан усилят охрану природы на плато Устюрт
  • 07 апреля 2022
  • Новости
  • Минсельхоз Кыргызстана

Проект Концепции кластерной политики в АПК Кыргызстана

Проект Концепции кластерной политики в АПК Кыргызстана

7 апреля Минсельхоз Кыргызстана сообщил о представлении на общественное обсуждение проекта распоряжения Кабмина «Об утверждении «Концепции кластерной политики в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики на 2022-2031 годы».

Цель Концепции – создание условий темпа роста аграрного производства за счет развития сфокусированного числа приоритетных кластеров через программы стимулирования кластеров и инновационного развития, повышение конкурентоспособности региональных агропродуктов территориально взаимосвязанных групп компаний-участников производственных цепочек добавленной стоимости.

Задачами кластерной политики в АПК являются определение ключевых приоритетов, подготовка мастер-планов для организации агропромышленных кластеров, насыщение кластеров ресурсами (финансовыми и материальными).

На текущем этапе сельскохозяйственного производства выбраны организации агропромышленных кластеров «Зерно», «Молоко», «Мясо», «Картофель», «Овощи-бахчи», «Сахар», «Растительное масло», «Фрукты-ягоды», «Рыба». Внутри каждого региона на районном уровне приоритеты будут актуализированы на местном уровне по согласованию со сформированным органом кластерного развития. Центральным ядром для формирования кластера является формирование производственной цепочки вертикального уровня в определенной географической зоне.

Примером агропромышленной производственной цепочки является «поставщик производственных материалов – сельскохозяйственный производитель – переработчик – распределительная сеть – потребитель».

В целях формирования и реализации госполитики по развитию кластеров требуется создание отдельной структуры по выработке политики и взаимодействию участников кластерного развития – Совет кластерного развития при Минсельхоза Кыргызстана.

Финансовые меры поддержки кластерного развития включают в себя льготное кредитование и финансирование: проектное финансирование, государственные ценные бумаги, и финансирование под государственные гарантии. В качестве основного финансового оператора в рамках данной концепции будут выступать ОАО «Айыл Банк» и ОАО «РСК Банк», а также финансовые институты – фонды развития и специализированные государственные фонды. Банки с государственным участием по рекомендации Совета кластерного развития, выделяют заемные средства агрегаторам на залоговой и беззалоговой основе (по трем вариантам финансирования), при реализации схемы проектного управления. Банки с госучастием кредитуют фермеров и предпринимателей на залоговой и беззалоговой основе, по льготной процентной ставке, при рекомендации агрегатора/торгово-логистического центра как участника кластерного объединения при наличии контракта. В случае неисполнения контракта к заемщику банков с государственным участием применяется действующая коммерческая процентная ставка.

Участниками проектного финансирования являются центр кластерного развития, финансовый институт (банк или фонд развития) как основной финансирующий компонент и участник кластерного объединения. Участник кластера вносит свои активы в проект в качестве гарантии, а финансовая организация финансирует проект согласно достигнутой договоренности. При этом контроль движения денежных средств в организации участника остается за финансовым институтом.

Одним из видов стимулирования развития кластеров является предоставление гарантийного обеспечения, что расширяет возможности участников кластеров в получении финансирования со стороны коммерческих банков и фондов развития. Выпускаемые гарантийные обязательства в виде государственных ценных бумаг (далее-ГЦБ) являются ликвидным инструментом и принимаются всеми финансовыми институтами в качестве замены необходимого залогового обеспечения.

Минфина КР выпускает специальную ценную бумагу в виде гарантийного обязательства для участников кластера, в объеме, сроке и сумме согласно рекомендации Совета кластеров, которые будут использованы для покрытия обязательного требования по предоставлению залогового обеспечения. Данное обязательство ГЦБ является беспроцентной гарантией и служит исключительно для целей покрытия залогового обеспечения. ГЦБ принимаются любыми коммерческими банками и фондами участвующих в финансировании участников кластера.

Участник кластера обращается в Совет кластеров с целью получения гарантийного обязательства на согласованную сумму и срок действия ГЦБ.

По механизму финансирования по госгарантиям предусматривается выделение государством финансовых ресурсов, направленных на прямое финансирование участников кластеров. Разрабатывается программа финансирования кластера, и выделяются средства путем докапитализации ОАО «Айыл Банк» и РСК «Банк», которые в дальнейшем будут направлены на финансирование участников кластера в виде льготных кредитов, гарантий и лизинговых продуктов.

Преимуществами данного подхода являются доступность средств для участников кластера как в стоимостном, так и временном измерении. К недостаткам можно отнести факторы, связанные с предоставлением необходимого обеспечения по привлекаемым ресурсам, оценкой финансового положения участника кластера и его способностью отвечать по принятым обязательствам перед банком.

В рамках представленных мер поддержки во все проекты кластерного развития необходимо включать меры по обеспечению продовольственной безопасности - накопление минимальных запасов продовольствия, предельное ограничение торговой маржи, приоритетный доступ государства к выкупу продуктов. Данные меры будут дополнительно проработаны Советом кластерного развития с учетом национальных интересов.

Результатом деятельности Концепции должен стать рост уровня производства приоритетных сельскохозяйственных продуктов и продуктов глубокой переработки. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки показателей кластерного развития. В качестве показателей будут выступать: рост производства приоритетных сельскохозяйственных продуктов на национальном, региональном и проектном уровне; увеличение занятости в секторе производства приоритетных сельскохозяйственных продуктов; рост переработки приоритетных продуктов.

Может быть интересно
  • Сотрудничество Узбекистана и АБР в сфере климатических технологий
    Сотрудничество Узбекистана и АБР в сфере климатических технологий
  • Президент Туркменистана провел совещание по развитию АПК
    Президент Туркменистана провел совещание по развитию АПК
  • Форум «ДЕНЬ ХЛЕБА И СОЛИ»
    Форум «ДЕНЬ ХЛЕБА И СОЛИ»
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова