15 августа пресс-служба Минэкономразвития России опубликовала итоги Международного инвестиционного форума «Памиринвест – 2023», который проходил 11-12 августа в г. Хороге, в одном из знаковых для Таджикистана регионов – Памире. В мероприятии принял участие замглавы Минэкономразвития России Дмитрий Вольвач.
Как отметил в своем выступлении Дмитрий Вольвач: «Межрегиональное и инвестиционное сотрудничество – один из ключевых факторов наращивания всего комплекса торгово-экономических отношений между Россией и Таджикистаном. За прошлый год товарооборот между нашими странами вырос на 18% – до 116,7 млрд рублей, а уже за первые пять месяцев 2023 года показывает превышение прошлогодних значений – на 11%, до 46,0 млрд рублей». В общей сложности российский бизнес инвестировал в Таджикистан более 130 млрд руб. Россия занимает второе место после Китая с долей порядка 16% от общего объема. За счёт выделенных Россией средств и по поручению лидеров двух стран Владимира Путина и Эмомали Рахмона в республике работают 5 российских школ с внедрением передовых образовательных практик, повышается уровень здравоохранения, модернизируются ГЭС, обновляется промышленность и АПК.
Одним из важных совместных проектов Дмитрий Вольвач назвал проект «Агроэкспресс». «Сейчас мы изучаем параметры запуска скоростных мультимодальных контейнерных перевозок таджикистанской сельскохозяйственной продукции. Организация прямых железнодорожных перевозок повысит отчисления в бюджет страны, позволит направить высвободившиеся доходы на финансирование важных социальных программ, запустить новые проекты, финансировать медицину, безопасность и образование», – отметил Дмитрий Вольвач.
В рамках проекта, по его словам, России и Таджикистану предстоит согласовать еще много различных параметров: организовать достаточное количество специализированного подвижного состава и складской инфраструктуры, расположенной в непосредственной близости от железнодорожных станций, и обеспечивающей прием и отправку сельскохозяйственной продукции, а также определить благоприятные тарифные условия во взаимодействии железных дорог Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и России.