21 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматриващий введение системы «двух ключей» при переводе сельхозземель в другие категории: принятие регионами таких решений будет возможно только с согласия Минсельхоза России.
Документ был инициирован группой депутатовво главе с вице-спикером Алексеем Гордеевым и председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиром Кашиным.
Инициатива объяснена стремлением сократить число злоупотреблений со стороны региональных органов власти и избежать дальнейшего сокращения площади сельскохозяйственных земель, уменьшившейся за постсоветский период аж в 2,5 раза – с 638млн га в 1990 году до 244млн га в 2024 году.
«Актуальность законопроекта определяется необходимостью предотвращения дальнейшего сокращения площади земель сельхозназначения и исключения возможности злоупотребления органами государственной власти субъектов РФ правом принятия таких решений в отношении земель сельхозназначения, находящихся в их собственности, в муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц», – сказано в пояснительной записке к документу.
Как отметил в своем заключении на проект Комитет Госдумыпо аграрным вопросам, с учетом того, что примерно половина участков, переведенных из категории сельхозземель, по данным Минсельхоза, не освоена, «можно предположить, что в ряде случаев такие переводы были избыточны».Продолжение выбытия сельхозземель из производства ставит под угрозу выполнение поручения Президента РФ Владимира Путина об увеличении к 2030 году объема производства продукции АПК не менее чем на 25%.
Депутаты предложили ввести в регулирование отношений по переводу земель сельхозазначения в иные категории принципа «двух ключей», подразумевающего, чтоорганыгосвласти субъектов РФ смогут принимать соответствующие решения только по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельхозназначения).
Согласно Государственному (Национальному) докладу о состоянии и использовании земель в РФ:в государственной и муниципальной собственности находится 251,5 млн га земель сельхозназначения; в собственности субъектов РФ – 11,3 млн га; в муниципальной собственности – 17,9 млн га; площадь земель сельхозназначения, не предоставленных в пользование и включенных в состав земель фонда перераспределения составляет 42,3 млн га; площадь земель сельхозназначения, находящаяся в частной собственности, составляет 127,6 млн. га.Таким образом, законопроект обеспечит соблюдение одного из основных принципов земельного законодательства, провозгласившего приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, в отношении 379,1 млн га земель сельхозназначения.
По словам Владимира Кашина, ко второму чтению планируется уточнить порядок принятия решений о переводе земель сельхозназначения в иные категории. Для этого (если речь не идет о федеральных землях) будет приниматься региональный закон с учетом позиции Минсельхоза.Также Минсельхоз получит полномочия по установлению границ сельхозугодий и ограничений на изъятие и перевод сельхозугодий в земли иных категорий для добычи полезных ископаемых (за исключением случаев, когда это необходимо для реализации приоритетных инфраструктурных проектов).
Аграрный центр МГУ
Система «двух ключей» при переводе сельхозземель в другие категории
21 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматриващий введение системы «двух ключей» при переводе сельхозземель в другие категории: принятие регионами таких решений будет возможно только с согласия Минсельхоза России.
Документ был инициирован группой депутатовво главе с вице-спикером Алексеем Гордеевым и председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиром Кашиным.
Инициатива объяснена стремлением сократить число злоупотреблений со стороны региональных органов власти и избежать дальнейшего сокращения площади сельскохозяйственных земель, уменьшившейся за постсоветский период аж в 2,5 раза – с 638млн га в 1990 году до 244млн га в 2024 году.
«Актуальность законопроекта определяется необходимостью предотвращения дальнейшего сокращения площади земель сельхозназначения и исключения возможности злоупотребления органами государственной власти субъектов РФ правом принятия таких решений в отношении земель сельхозназначения, находящихся в их собственности, в муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц», – сказано в пояснительной записке к документу.
Как отметил в своем заключении на проект Комитет Госдумыпо аграрным вопросам, с учетом того, что примерно половина участков, переведенных из категории сельхозземель, по данным Минсельхоза, не освоена, «можно предположить, что в ряде случаев такие переводы были избыточны».Продолжение выбытия сельхозземель из производства ставит под угрозу выполнение поручения Президента РФ Владимира Путина об увеличении к 2030 году объема производства продукции АПК не менее чем на 25%.
Депутаты предложили ввести в регулирование отношений по переводу земель сельхозазначения в иные категории принципа «двух ключей», подразумевающего, чтоорганыгосвласти субъектов РФ смогут принимать соответствующие решения только по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельхозназначения).
Согласно Государственному (Национальному) докладу о состоянии и использовании земель в РФ:в государственной и муниципальной собственности находится 251,5 млн га земель сельхозназначения; в собственности субъектов РФ – 11,3 млн га; в муниципальной собственности – 17,9 млн га; площадь земель сельхозназначения, не предоставленных в пользование и включенных в состав земель фонда перераспределения составляет 42,3 млн га; площадь земель сельхозназначения, находящаяся в частной собственности, составляет 127,6 млн. га.Таким образом, законопроект обеспечит соблюдение одного из основных принципов земельного законодательства, провозгласившего приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, в отношении 379,1 млн га земель сельхозназначения.
По словам Владимира Кашина, ко второму чтению планируется уточнить порядок принятия решений о переводе земель сельхозназначения в иные категории. Для этого (если речь не идет о федеральных землях) будет приниматься региональный закон с учетом позиции Минсельхоза.Также Минсельхоз получит полномочия по установлению границ сельхозугодий и ограничений на изъятие и перевод сельхозугодий в земли иных категорий для добычи полезных ископаемых (за исключением случаев, когда это необходимо для реализации приоритетных инфраструктурных проектов).
Аграрный центр МГУ
Система «двух ключей» при переводе сельхозземель в другие категории
21 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматриващий введение системы «двух ключей» при переводе сельхозземель в другие категории: принятие регионами таких решений будет возможно только с согласия Минсельхоза России.
Документ был инициирован группой депутатовво главе с вице-спикером Алексеем Гордеевым и председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиром Кашиным.
Инициатива объяснена стремлением сократить число злоупотреблений со стороны региональных органов власти и избежать дальнейшего сокращения площади сельскохозяйственных земель, уменьшившейся за постсоветский период аж в 2,5 раза – с 638млн га в 1990 году до 244млн га в 2024 году.
«Актуальность законопроекта определяется необходимостью предотвращения дальнейшего сокращения площади земель сельхозназначения и исключения возможности злоупотребления органами государственной власти субъектов РФ правом принятия таких решений в отношении земель сельхозназначения, находящихся в их собственности, в муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц», – сказано в пояснительной записке к документу.
Как отметил в своем заключении на проект Комитет Госдумыпо аграрным вопросам, с учетом того, что примерно половина участков, переведенных из категории сельхозземель, по данным Минсельхоза, не освоена, «можно предположить, что в ряде случаев такие переводы были избыточны».Продолжение выбытия сельхозземель из производства ставит под угрозу выполнение поручения Президента РФ Владимира Путина об увеличении к 2030 году объема производства продукции АПК не менее чем на 25%.
Депутаты предложили ввести в регулирование отношений по переводу земель сельхозазначения в иные категории принципа «двух ключей», подразумевающего, чтоорганыгосвласти субъектов РФ смогут принимать соответствующие решения только по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельхозназначения).
Согласно Государственному (Национальному) докладу о состоянии и использовании земель в РФ:в государственной и муниципальной собственности находится 251,5 млн га земель сельхозназначения; в собственности субъектов РФ – 11,3 млн га; в муниципальной собственности – 17,9 млн га; площадь земель сельхозназначения, не предоставленных в пользование и включенных в состав земель фонда перераспределения составляет 42,3 млн га; площадь земель сельхозназначения, находящаяся в частной собственности, составляет 127,6 млн. га.Таким образом, законопроект обеспечит соблюдение одного из основных принципов земельного законодательства, провозгласившего приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, в отношении 379,1 млн га земель сельхозназначения.
По словам Владимира Кашина, ко второму чтению планируется уточнить порядок принятия решений о переводе земель сельхозназначения в иные категории. Для этого (если речь не идет о федеральных землях) будет приниматься региональный закон с учетом позиции Минсельхоза.Также Минсельхоз получит полномочия по установлению границ сельхозугодий и ограничений на изъятие и перевод сельхозугодий в земли иных категорий для добычи полезных ископаемых (за исключением случаев, когда это необходимо для реализации приоритетных инфраструктурных проектов).