22 июня по сообщению зампреда Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Анатолия Грешневикова, Комитет снял с рассмотрения два скандальных законопроекта, касающихся поправок в законодательство об экологической экспертизе.
Один из них направлен в Госдуму 6 мая депутатами Александром Коганом, Максимом Ивановым и Бекханом Агаевым из «Единой России», а также Евгением Марковым из ЛДПР – проекта федерального закона № 120074-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/120074-8), согласно которому предлагается изменить порядок назначения и проведения общественной экологической экспертизы, являющейся важным инструментом общественного контроля и институтом защиты гарантированных Конституцией прав в сфере охраны природы и обеспечения экологического благополучия. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) позволяет гражданам напрямую влиять на принятие решений о строительстве промышленных предприятий и инфраструктурных объектов, когда они создают риски для охраны окружающей среды и здоровья населения, корректировать такие решения. Участие граждан в проведении ОЭЭ напрямую связано с реализацией конституционного права на благоприятную окружающую среду.
В тексте сообщения в канале телевидения Госдумы документ прямо называют «законопроектом об отмене экологической экспертизы». Если бы законопроект был принят, он лишил бы многих россиян и даже целые общественные организации права инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу, поскольку согласно законопроекту:
– инициировать экспертизу смогли бы только люди, прописанные в регионе, где проводится экспертиза, и не являющиеся иноагентами;
– проводить ОЭЭ смогли бы только члены общественных палат, на территории которых реализуется объект ОЭЭ;
– ограничили бы участие специалистов в экспертизе (если в регионе нет экспертов в той или иной сфере, специалисты из другого региона уже не смогли бы участвовать в ОЭЭ).
Против данного законопроекта выступили 76 общественных экологических организаций и инициативных групп, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Координационный совет по экологическому благополучию при Общественной палате РФ (письмо председателя Координационного совета ОП РФ Елены Шаройкиной от 21.06.2022 №11КС-7ОП/1219 на имя председателя Комитета Госдумы Дмитрия Кобылкина).
Второй законопроект – «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона „Об экологической экспертизе“», поступивший 27 мая в Госдуму из Правительства РФ, предлагал отменить публичные слушания проектов рекультивации свалок. В пояснительной записке к нему сказано, что проект закона «подготовлен в рамках мер по повышению устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». Также прямо указано, что он «предусматривает исключение необходимости организации и проведения обсуждений с гражданами и общественными организациями» проектов, связанных с рекультивацией свалок и других объектов, связанных с обращением с отходами. Этот законопроект в случае его принятия упростил бы жизнь тем, кто занимается рекультивацией мусорных полигонов. Следует отметить, что по законопроекту об отмене публичных слушаний были замечания у Правового управления Госдумы.
Как отметил Анатолий Грешневиков, снятие с обсуждения на заседании профильного Комитета Госдумы этих двух весьма скандальных законопроектов фактически означает, что как минимум в нынешней сессии Госдумы их не смогут принять даже в первом чтении.