8 июля на заседании Госдумы принят в первом чтении проект федерального закона №883107-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», внесенный сенаторами А.В.Яцкиным, А.В.Двойных, М.Г.Кавджарадзе, С.Г.Митиным, А.В.Наролиным и депутатами А.В.Гордеевым, В.И.Кашиным, В.Н.Плотниковым, М.Н.Прусаковой.
Законопроект разработан в целях совершенствования государственного управления в области безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов и предотвращения незаконного обращения фальсифицированных и контрафактных пестицидов и агрохимикатов.
Законопроектом предлагается определить в Федеральном законе от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» основные понятия, ввести требования, связанные с ограничением оборота контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, установить нормы по их выявлению, изъятию и уничтожению.
Следует отметить, что согласно данным Россельхозцентра доля контрафактной продукции на рынке составляет порядка 25%. Чаще всего контрафакт распространяется в малой расфасовке (для частных производителей сельскохозяйственной продукции и мелких фермеров), здесь до 70% препаратов может оказаться фальсифицированными.
Поддельные препараты губительно действуют на сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность, либо полностью уничтожая урожай, причем не только текущего года. Страдают и последующие культуры севооборота, поскольку вредные химические вещества могут сохраняться в почве долгое время. Отмечается долгосрочное загрязнение почв, поверхностных и подземных вод.
Контрафактные средства защиты растений представляют серьезную угрозу и для здоровья людей. Остаточное количество пестицидов может отмечаться и в продуктах переработки сельскохозяйственной продукции, а также накапливаться в организме человека.
По данным Россельхознадзора только за 2022 было пресечен ввоз в Россию более 50 партий массой более шести тонн незарегистрированных пестицидов, препаратов и нелегальной продукции. Часть изъятого груза не была утилизирована из-за отсутствия полномочий и была отправлена обратно на территорию страны отправителя. Сложность также состоит в том, что для уничтожения пестицидов требуется соблюдение особых условий безопасности, наличие специальных знаний, лабораторий для установления их состава и определения возможного способа обезвреживания.
Реализация закона позволит создать правовые условия для пресечения оборота контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, а также будет способствовать безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами на территории РФ.