14 февраля в рамках Недели российского бизнеса РСПП состоялся Климатический форум «Новые вызовы глобальной климатической политики – возможности и риски для бизнеса», организованный при участии Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию.
Участники форума обсудили стратегические подходы к реализации национальной климатической политики с учетом кризиса действующих международных климатических институтов, итогов российского председательства в БРИКС и результатов 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Баку.
В работе форума приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко, министр экономического развития РФ Максим Решетников, помощник Президента РФ, спецпредставитель Президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев, спецпредставитель Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов, посланник по вопросам климата Президента Кении и председатель Африканской группы переговорщиков по изменению климата Али Мохамед и др.
Открывая работу Форума,Александр Шохинзаявил, что несмотря на явный кризис Парижского соглашения, климатическая повестка остается актуальной, а глобальное сотрудничество нуждается в переформатировании с фокусом на внедрение справедливых механизмов углеродного регулирования. Он также отметил, что за прошедшие годы органам власти в партнерстве с бизнесом удалось сформировать сбалансированную национальную климатическую политику, и выразил уверенность, что такой подход положительно отразится на достижении долгосрочных целей Российской Федерации. «Считаем, что этого вектора необходимо придерживаться и дальше, тщательно взвешивая новые меры углеродного регулирования и оценивая их экономические эффекты. Также важно задействовать научные результаты, достигнутые в рамках создания национальной системы климатического мониторинга. Россия в любом случае останется одним из лидеров глобальной климатической повестки, а уж будучи стороной Парижского соглашения или нет – это не столь важно», – сказал Александр Шохин.
Андрей Мельниченко отметил, что ожидания сторон, которые существовали на момент подписания Парижского соглашения, не сбылись. Развивающиеся страны рассчитывали, что на них не ляжет бремя сокращения эмиссий, так как они исторически не ответственны за глобальное потепление, при этом рассчитывали получить денег на то, чтобы справляться с последствиями изменения климата, от которых они страдают. Но по факту денег получили в десятки раз меньше, да еще и не на то, что действительно важно – улучшение доступа к воде, эффективности сельского хозяйства, – а на то, что выгодно продавать западным странам: солнечные батареи, ветряки и прочие вещи, создающие рынок для западных игроков», – заявил Андрей Мельниченко. При этом председатель Климатического комитета РСПП отметил, что и в западных странах происходит пересмотр повестки. Помимо выхода США из Парижского соглашения, который обусловлен превращением США из импортера в экспортера энергоресурсов, случившемся уже после подписания Парижского соглашения, утрата актуальности зеленой повестки заметна и в Европе. Фактически там в результате климатической повестки произошла деиндустриализация, и сейчас начинается разворот в отношении к зеленому курсу. «Сейчас мир стоит перед выбором: продолжать бороться с выбросами или переключиться на адаптацию. Если станет ясно, что предотвратить изменения невозможно, то Парижское соглашение утратит актуальность. Будет создана новая архитектура климатического регулирования, где акцент сместится на адаптацию, помощь развивающимся странам и предотвращение глобальных рисков, – заявил Андрей Мельниченко. Резюмируя, он отметил, что страны при формировании климатической политики действуют исходя из своих национальных интересов, и это вполне понятно. «Где надо быть нам? Это серьезный разговор, и его точно не надо вести из логики того, чтобы понравиться Китаю или Америке. Надо думать про свой национальный интерес, считать и взвешивать. Для этого самое важное, независимо от того, останемся мы в Парижском соглашении или выйдем, заниматься наукой. Заниматься климатической дипломатией, искать баланс между глобальными интересами, не следуя в фарватере других стран, а формируя свою стратегию. И, конечно, важно не идти против своих национальных интересов, не создавать искусственных обременений и барьеров».
Руслан Эдельгериев в ходе дискуссии подчеркнул, что безусловным приоритетом в климатической повестке должны быть интересы социально-экономического развития России. «Вся проблема Парижского соглашения в том, что отдельные страны превращают борьбу с изменением климата в борьбу с ископаемым топливом», – заключил Руслан Эдельгериев. По мнению помощника Президента, нам стоит продолжать ранее принятый курс по климатической повестке. В том числе актуальность сохраняет и ранее поставленная цель по достижению Россией углеродной нейтральности к 2060 году. Он подчеркнул, что эта цель основана на траектории сокращения эмиссий, заложенной в Стратегии низкоуглеродного развития Российской Федерации до 2050 года. «Мы сделали огромный пласт работы по климату. Это и создание нормативной базы, и реализация комплекса научных исследований. Нам надо все это развивать, как и сотрудничество с нашими партнерами по климату, помогать им в адаптации, совместно работать над климатическими проектами», – отметил Руслан Эдельгериев.
Максим Решетников в своем выступлении подчеркнул, что при формировании государственной политики Минэкономразвития России исходит в первую очередь из задач социально-экономического развития, придерживаясь взвешенного, рационального подхода. «Задачу декарбонизации любой ценой мы никогда не ставили. Всегда считали плюсы и минусы от возможных решений, вырабатывали такую систему в интересах нашей экономики, говорили не только о сокращении выбросов, но и о правильной работе с поглощающей способностью наших экосистем. Изменения климата идут, запущены механизмы, которые уже не затормозить, поэтому надо активно заниматься вопросами адаптации. С этой точки зрения климатическая повестка начинает очень сильно влиять на экологические вопросы», – пояснял Министр.
Борис Титов предположил, что несмотря на выход США из Парижского соглашения климатическая повестка не потеряет актуальности, тем более что в настоящее время Китай уже несет «зеленое знамя». «В последнее время много говорится о некотором откате не только по 13-й Цели устойчивого развития ООН (климатической), но и по другим целям. К сожалению, предкризисное состояние существует. С другой стороны, существуют групповые интересы. Мы пытаемся находить решения в тех группах, где противоречий меньше, а зависимости друг от друга больше. Поэтому и начали инициативу в рамках ШОС», – рассказал Борис Титов.