В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о проработке возможных вариантов дополнительной реализации фермерской продукции, Комитет СФ по аграрно-продовольственной политики и природопользованию провёл ряд совещаний по созданию условий для реализации фермерской продукции через торговые сети и разработке мер господдержки инфраструктуры объекта фермерской продукции.
Обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией – одна из стратегических целей Доктрины продовольственной безопасности РФ. Заметную роль в сельскохозяйственном производстве страны играют сельскохозяйственные товаропроизводители малых форм хозяйствования.
По данным Росстата, в 2020 г. в структуре продукции сельского хозяйства, а это личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан в сельских и городских поселениях, а также хозяйства граждан, имеющих земельные участки в садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях, приходилось 21,8% произведенной продукции в растениеводстве и 30,4% в животноводстве.
Данные Росстата свидетельствуют, что количество розничных рынков в стране неуклонно снижается. Если в начале 2010 г. в субъектах Федерации насчитывалось 3 497 рынков, то в начале 2023 г. – всего 816 (!). При этом, растет реализация продуктов питания через сетевые магазины, доступ на полки которых для малых сельхозпроизводителей заметно затруднен, а для личных подсобных хозяйств невозможен.
13 марта первый зампредседателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин провел совещание на тему «О предложениях по разработке комплекса мер по созданию дополнительных механизмов сбыта сельскохозяйственной фермерской продукции в целях обеспечения ее доступности для населения» в рамках исполнения Поручений по итогам ежегодного совещания Председателя СФ со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти по проработке предложений по внесению изменений в федеральные законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «О развитии сельского хозяйства», а также по разработке комплекса мер по созданию дополнительных механизмов сбыта сельскохозяйственной фермерской продукции в целях обеспечения ее доступности для населения. В ходе обсуждения в СФ дополнительных механизмов сбыта фермерской продукции для ее доступности населению, директор Департамента развития сельских территорий Минсельхоза России Ксения Шевелкина отметила, что существующее в настоящее время «уравнение понятий „фермер“ с понятиями „личное подсобное хозяйство“ или „сельскохозяйственный потребительский кооператив“ некорректно. «В этой связи, с целью определения понятия „фермерская продукция“, мы бы предложили внести изменения в закон о развитии сельского хозяйства» – подчеркнула К. Шевелкина. Минсельхоз также предлагает уже в 2023 году законодательно закрепить статус фермера. Сейчас существует пять организационно-правовых форм фермерских хозяйств. В ведомстве считают, что должна быть классическая форма крестьянско-фермерского хозяйства.
20 марта председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных провел рабочее совещание на тему «О создании условий для реализации фермерской продукции через торговые сети». По словам Александра Двойных, механизмы реализации сельскохозяйственной фермерской продукции прорабатывались на совещаниях в Совете Федерации с участием руководства Минсельхоза, Минпромторга, отдельных субъектов РФ и крупнейших торговых сетей. «В результате в настоящее время две федеральные торговые сети реализуют пилотные проекты в Тульской и Липецкой областях. Они были запущены в этом году. Благодаря инициативе, продукция локальных производителей, пройдя предпродажную подготовку на базе агрегатора, попадает на полки магазинов. В случае успешности проекта Совет Федерации приложит все усилия по его масштабированию на другие регионы», – проинформировал глава Комитета. Александр Двойных сообщил, что в настоящий момент Комитет совместно с Минсельхозом и Минпромторгом осуществляет подготовку законопроекта по данному вопросу. По его мнению, весьма важно определиться с понятием фермерской продукции, которое должно увеличить спрос на нее и при этом не вводить потребителя в заблуждение. В ходе заседания был рассмотрен опыт взаимодействия с сельхозтоваропроизводителями, работа по организации сбыта фермерской продукции через торговые сети.